+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Благотворительный фонд права и обязанности

Содержание

Инструкция: составляем устав благотворительного фонда

Благотворительный фонд права и обязанности

Гражданский Кодекс РФ определяет его, как унитарную некоммерческую организацию, которая:

  • не имеет членства;
  • учреждена гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов;
  • преследует благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Главным учредительным документом является устав, который должен содержать следующие сведения:

  • о наименовании;
  • о месте его нахождения;
  • о предмете и целях деятельности;
  • об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью;
  • о порядке назначения должностных лиц и их освобождения от исполнения обязанностей;
  • о судьбе имущества в случае ликвидации.

Образец устава благотворительного фонда с одним учредителем вы сможете бесплатно скачать в конце статьи.

Благотворительная организация обладает рядом особенностей, установленных федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ. В частности, основными целями ее деятельности является достаточно узкий круг общественно полезных мероприятий, которые перечислены в ст. 2 135-ФЗ. В их числе:

  • социальная поддержка и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальной реабилитации;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам.

Имущество, переданное при учреждении, является его собственностью, учредители не имеют имущественных прав в отношении созданной ими организации, не отвечают по ее обязательствам, как и сама организация не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Требования к названию

Название благотворительной организации может быть любым. Требование одно — наличие слова «фонд». В названии можно указывать основную благотворительную цель. Например, «Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь».

Можно указать в названии фамилию человека, который является лицом фонда. Например, «Валерия Гергиева». Можно дать название, покрывающее достаточно широкую часть возможных программ: «Фонд «Центр социальных программ».

Или, наоборот, в названии четко определить цель деятельности: «Рейс 9268» .

При использовании в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования при государственной регистрации, необходимо вместе с учредительными документами предоставить и документы, подтверждающие право на такое использование.

Кто управляет

Для управления создаются:

  • высший коллегиальный орган, полномочия которого определены п. 1 ст. 123.19 ГК РФ;
  • единоличный исполнительный орган, а также может быть создан и коллегиальный исполнительный орган (правление);
  • попечительский совет в соответствии с п. 4 ст. 123.19 ГК РФ создается в обязательном порядке и осуществляет надзор за деятельностью самой организации и других его органов и действует на общественных началах.

Как регистрируется

Регистрация осуществляется в порядке, который установлен гл. III Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом особенностей, указанных в ст. 13.1 Закона «О некоммерческих организациях».

Документы для регистрации представляются в ФНС России не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании, при этом, совместно с заявлением о регистрации, подаются и иные документы, указанные в п. 5 ст. 13.

1 Закона «О некоммерческих организациях», в частности устав, решение о создании и об утверждении устава с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах; сведения об учредителях в двух экземплярах и иные документы.

Образец устава благотворительного фонда 2020 года

Необходимо понимать, что чем внимательнее учредители отнесутся к разработке устава, чем полнее он будет описывать планируемую деятельность, тем легче потом будет работать и тем проще будет пройти этап государственной регистрации.

Скачать

Нужен ли учредительный договор

Важно обратить внимание, что образец учредительного договора благотворительного фонда не предусмотрен. Такой документ не составляется, так как учредители не имеют имущественных прав и обязательств, а порядок наделения имуществом определяется учредителями на учредительном собрании, фиксируется в протоколе и уставе.

Основные положения о фонде

Благотворительный фонд права и обязанности
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Основные положения о фонде

Организация, основанная физическими или юрлицами, без членства, на базе добровольных взносов, которые используются для достижения уставной цели.

Фондом называют унитарную некоммерческую организацию, юридическое лицо, которое в качестве цели деятельности имеет общественно полезную задачу, изложенную в Уставе организации. Целью деятельности фонда не может быть получение прибыли.

Фонд, как юридическое лицо, его особенности функционирования, этапы формирования, виды, регулируются нормами Гражданского кодекса, нормативными актами, федеральными законами. Главным принципом организации фонда является добровольность.

Основанием для формирования юридического лица является не членство, а взносы, которые вносятся для развития организации и достижения ее цели на добровольном основании.

Положения закона «О некоммерческих организациях» предлагают такое определение понятия: «фонд» – организация, основанная физическими или юридическими лицами, без членства, на основании взносов, которые вносятся в добровольном порядке и используются для достижения уставной цели юридического лица.

Сферы деятельности организации: культура и искусство, благотворительность, просвещение, образование и другие.

Фонд имеет имущественные права, которые позволяют распоряжаться имуществом и приобретать его с целью достижения поставленных задач и целей.

Также, согласно положениям Гражданского кодекса, если предпринимательство и получение прибыли не являются центральной задачей, а возможностью добиться цели, они разрешены.

Ежегодно фонд должен предоставлять общественности и уполномоченным органам отчет о своей деятельности.

особенность данного юридического лица: фонд является объединением имущества, используемого для достижения общественно важной цели.

Виды и цели фондов

Фонды функционируют на основании целей, поставленных в уставной документации организации. Уставные цели фонда касаются достижения общественного блага в образовательной, здравоохранительной, культурной сферах, благотворительности, физической культуре, спорте, удовлетворении духовных потребностей граждан.

Поскольку фонд является некоммерческой структурой, его целью не может быть получение прибыли. Предпринимательская деятельность может быть видом деятельности организации, но она служит достижению общественной пользы.

Согласно нормам закона, цели фонда – размытое понятие, отсутствует конкретная формулировка данного понятия в положениях законов и Гражданского кодекса.

Таким образом, целями деятельности организации может быть любая деятельность, направленная на удовлетворение духовных, нематериальных нужд населения.

Любые цели, которые может ставить перед собой некоммерческая организация, могут быть внесены в уставную документацию фонда.

Виды фондов представлены различными вариантами, в зависимости от цели данного юридического лица. Наиболее популярные виды – общественный и благотворительный фонды.

Организационно-правовые формы фондов

Фондом называют организацию некоммерческого типа, унитарную, действующую на основании Устава и норм законодательства Российской Федерации. Виды деятельности фонда включают занятия общественно полезными задачами с целью удовлетворения нематериальных потребностей граждан, предпринимательская деятельность, необходимая для достижения основной задачи фонда.

Основная особенность фонда – его целевая правоспособность, которая формируется целью его деятельности. Формой проявления правоспособности является способность получать доход от предпринимательской деятельности, владеть имуществом.

Понятие целевой (специальной) правоспособности фондов

Фонд является юридическим лицом и имеет целевую правоспособность. Это свойство является главным признаком некоммерческой организации.

На основании норм законодательства, фонд может иметь имущество, которое находится в его собственности и используется для достижения уставной цели организации. Фонды несут ответственность перед гражданами, что требует составления отчетности для информирования о своих тратах.

О тратах имущества и материальных ценностей организация должна отчитываться ежегодно, подавая отчет о своей деятельности. Цели и задачи юридического лица изложены в Уставе – главном документе фонда.

Учредители фондов, порядок создания фондов

Учредители и участники фонда – физические и юридические лица, которые по нормам закона, имеют право формировать данный тип некоммерческих организаций. Создать фонд может коммерческая или некоммерческая организация, публично-правовое образование.

Ограничения для некоторых категорий лиц на право создания фонда изложены в нормах законов и имеют императивный характер. Не могут создавать фонды органы местного самоуправления, государственные органы власти. Также они не могут быть участниками организации, независимо от типа фонда.

Закон «О благотворительных организациях» фиксирует положение, согласно которому государственные органы власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями.

Поскольку одним из свойств фонда является отсутствие понятия членства, состав учредителей данной организации меняться не может. Создателями юридического лица может быть также единственный участник.

Учредительная документация фондов, требования устава

Устав фонда – главный и единственный учредительный документ фонда и других некоммерческих организаций. В тексте документа содержаться основные положения о деятельности юридического лица.

В документе содержатся:

  • Особенности формирования структурных органов фонда.
  • Порядок формирования попечительского совета.
  • Цели создания фонда – наиболее важная часть документа.
  • Порядок распределения имущества в случае ликвидации фонда.
  • Наименование.
  • Адрес/Метро регистрации.
  • Ответственность участников.
  • Количество участников, состав, должностные лица фонда.
  • Виды деятельности организации.

Устав фонда необходим при регистрации данной организации в уполномоченных органах. Если юридическое лицо планирует занятия предпринимательской деятельностью, это необходимо указать в документации.

В Уставе обязательно должен фиксироваться факт того, что юридическое лицо является фондом.

Отсутствие возможности реорганизации фонда

Согласно положениям закона, фонд не может быть реорганизован. Ранее существовало положение, которое давало право реорганизовать фонд, но оно было исключено.

В фонд могут быть преобразованы некоммерческие структуры.

Причиной невозможности реорганизации считается положение, согласно которому нельзя изменить правовую форму функционирования фонда.

Уставные документы – БФ

Благотворительный фонд права и обязанности

2.1. Целью деятельности Благотворительного Фонда является:- аккумулирование денежных средств и иного имущества на финансирование про-грамм и проектов, направленных на охрану окружающей среды и защиту животных.2.2.

Виды деятельности Благотворительного Фонда:- финансирование, организация и проведение благотворительных программ и проектов, направленных на защиту, охрану и помощь животным;- финансирование нужд приютов для оказания помощи животным и содержания бездомных и безнадзорных животных;- финансирование нужд физических и юридических лиц, опекающих бездомных и безнадзорных животных;- финансирование ветеринарной помощи бездомным, безнадзорным и пострадавшим животным, в том числе финансирование программ по вакцинации; стерилизации; – финансирование проектов по учету бездомных и безнадзорных животных, в том числе с помощью чипирования, ведения картотек и баз данных;- финансирование программ опекунства, кураторства и временных передержек для бездомных и безнадзорных животных;- финансирование программ кинологических школ и занятий по коррекции поведения животных;- финансирование проектов по созданию приютов для бездомных животных;- финансирование программ по оказанию помощи диким животным, попавшим в экстремальные ситуации, а также программ по защите диких животных и птиц от браконьерства и несанкционированного отлова;- финансирование программ и проектов, направленных на организацию и проведение мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды и сохранению биологического разнообразия животных;- финансирование, организация и проведение культурно-массовых, научно-познавательных мероприятий, выставок по направлению деятельности Благотворительного Фонда;- финансирование, организация и проведение грантов, конкурсов, благотворительных лотерей, проводимых по направлению деятельности Благотворительного Фонда.2.3. Для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, Благо-творительный Фонд получает лицензии в установленном законодательством порядке.

2.4. Средства, полученные от предпринимательской деятельности путем оказания юридических, консультационных услуг, а также путем сдачи в аренду собственного недвижимого имущества, розничной торговли товарами народного потребления, используются Благотворительным фондом на уставные цели.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА

3.1.

Для осуществления уставных целей Благотворительного Фонда в установленном законодательством порядке имеет право:- осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, предусмотренных настоящим Уставом;- участвовать в организации и проведении конкурсов, лотерей, аукционов, марафонов, спортивных и иных мероприятий;- осуществлять деятельность по связи с общественностью;- осуществлять издательскую, полиграфическую деятельность в соответствии с целя-ми создания Фонда;- осуществлять работу в области реализации программ гуманитарной помощи в соответствии с целями создания Благотворительного Фонда;- осуществлять гражданско-правовые сделки;- открывать свои филиалы и представительства, на территории деятельности Фонда в соответствии с законодательством.3.2. Благотворительный Фонд обязан:- представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его действия;- ежегодно информировать орган, принимающий решение о регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях Фонда в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;- представлять по запросу органа, принимающего решение о регистрации, решения руководящих органов и должностных лиц Фонда, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;- допускать представителей органа, принимающего решение о регистрации, на про-водимые Благотворительным Фондом мероприятия;

– оказывать содействие представителям органа, принимающего решение о регистра-ции в ознакомлении с деятельностью Благотворительного Фонда в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Благотворительный фонд права и обязанности

Благотворительный фонд права и обязанности

— Павел, вот фонд родился. Что он должен сразу сделать?

— После того, как фонд открылся, ему нужно в течение 30 дней с момента выбрать систему налогообложения. Это ключевой момент во всей дальнейшей деятельности фонда. Большинству фондов хотелось бы рекомендовать упрощенную систему налогообложения. И по нашим наблюдениям, большинство фондов именно такой режим и выбрало.

Лишь 5 процентов фондов выбирают общий режим налогообложения.  Дальше – до создания – нужно определиться еще с такой важной деталью: это будет просто фонд или благотворительный фонд? У благотворительного фонда есть ряд преимуществ и некоторое количество недостатков. Недостатки в том, что придется предоставлять дополнительную отчетность в органы юстиции;

— А преимущества – это налоговые послабления?

— Да, у благотворительного фонда есть три налоговых льготы. Первое и самое главное право – оказывать любое количество раз в год  необлагаемую налогом благотворительную помощь в пользу физических лиц. Второе – право благотворительных фондов учреждать стипендии и не облагать их налогом на доходы физических лиц.

— Есть ли у фондов еще какие-то льготы?

— Если коммерческая организация получила от посторонних лиц деньги безвозмездно, она тут же обязана заплатить налог на прибыль – он составит на общем режиме налогообложения 20%, на упрощённом – 6%.  А для некоммерческих организаций законодатель сделал существенное исключение, которое есть в мировой практике практически во всех странах.

Согласно гражданскому законодательству, пожертвование – это дарение вещи или права в общеполезных целях. То есть мы можем пожертвовать деньги или материальные ценности. Но нельзя пожертвовать работу, нельзя пожертвовать услугу, нельзя пожертвовать освобождение от имущественной обязанности.

— Нужно ли заключать в этом случае договор дарения?

— По статье 574 Гражданского кодекса договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме, если даритель – юридическое лицо, а стоимость дара превышает 3000 рублей. А если жертвователь – частное лицо, то какой бы ни была сумма – рубль, миллион или сто миллионов – заключение договора необязательно.

Оформление отношений с жертвователем-юрлицом может быть разным. Либо договор как единый документ, подписанный обеими сторонами.

Второй способ  –  фонд пишет: «пожалуйста, пожертвуйте нам пять тысяч рублей», а коммерческая организация-жертвователь пишет в ответ: «мы согласны пожертвовать пять тысяч рублей на такие-то цели».

При условии наличия обеих документов это называется «обмен письмами».

— Как используется фондами договор оферты?

— Третий вариант взаимоотношений – договор оферты. Гражданский кодекс РФ в пункте 2 статьи 432 говорит о том, что договор может быть заключён «посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной».

Попробуем объяснить сказанное.

Фонд размещает на своём сайте предложение сделать пожертвование на конкретную программу или помощь конкретному человеку, либо на уставную деятельность и содержание организации (в последнем случае степень доверия к организации больше, и степень свободы расходования средств тоже выше).

В свою очередь, физическое лицо, ознакомившись с этим предложением (офертой), соглашается с тем, что оно вносит пожертвование именно на этих условиях.

К сожалению, на основании публичной оферты нельзя получить пожертвование от юридического лица. Дело в том, что для пожертвований от юридических лиц на сумму более 3 тыс. руб. обязательна письменная форма договора. Договор считается заключённым, если в нём отражены все условия, обязательные в силу закона.

Если одно из существенных условий в договоре не отражено, то он не считается заключённым.

Хотя ситуации бывают разные. Бывало, когда в стране случалась большая беда, нужно было экстренно собрать крупную сумму денег. Вспомните наводнения на юге России четыре года назад. Тогда жертвовали и без договора, все: и физические лица, и юридические лица. В этой ситуации проверяющие органы закрыли на это глаза: милость выше справедливости.

— Как фонд должен оправдывать и показывать свои хозяйственные расходы?

— В фондах, не являющихся благотворительными, процент расхода средств на аппарат управления и на программную деятельность законодатель вообще не регулирует… А вот у благотворительных фондов законодатель подобные расходы не ограничивает, за исключением упомянутых ограничений на зарплату.

Но тем не менее от них никуда не деться. Офис нужно содержать: платить зарплату сотрудникам, покупать оргтехнику и т.п. Как же предупреждать потенциального жертвователя об административных расходах?

В публичной оферте, которую, действительно, мало кто читает, что неправильно, целесообразно написать либо общую фразу, которая не задевает имидж фонда, о том, что жертвователь уведомлен о том, что фонд часть полученных пожертвований будет тратить на административные расходы. Либо — что фонд определенный процент набранных сумм тратит на административные расходы.  Мировая практика: от 10% до 20% на административные цели – это необходимые и обоснованные расходы.

— А если фонд «не удался», потерял жертвователей, или не сумел собрать  их вокруг себя и своей идеи, что должны делать учредители?

—  Фонд как организация, которая предназначена мировой практикой и российским законодателем для сбора средств, таит в себе два изначальных недостатка. Первая опасность: невозможность ликвидации по собственной инициативе. Бывает, что учредители утратили интерес к фонду по каким-то причинам: собственные проблемы, отсутствие денег, разочарование во всем и вся, и так далее.

В начале 90-х организацию можно было относительно безболезненно бросить и не заниматься её отчетностью. Но сейчас могут прийти административные органы, судебные приставы, наложить штраф за несдачу отчетности. Для кого-то это может стать поводом для временного ограничения выезда за границу или для временного ограничения действия водительского удостоверения.

если создатели фонда не уверены в том, что они найдут деньги, в том числе, на аудит, не надо выбирать эту организационно-правовую форму.

Чисто теоретически средства можно собирать и в другой организационно-правовой форме, хотя это не вполне красиво.

В регионах часто создают общественную организацию, и она точно также собирает деньги с жертвователей и тратит их на добрые дела.  В принципе, это допустимо.
Предлагаем ознакомиться:  Законность применения полиграфа на работе

— Многие фонды имеют мастерские, благотворительные магазины. Как документально устраивается такое производство,  хозяйственная деятельность?

— На каком-то этапе своей работы фонд понимает, что пожертвований недостаточно, и решает осуществлять приносящую доход деятельность. Это может быть и размещение денег на депозитном счете, и заключение договора с банком о том, что банк платит организации деньги за так называемый неснижаемый остаток денег на расчетном счете.

Если сотрудники или подопечные фонда начинают что-то изготавливать, и потом это что-то начинает продаваться, — это уже активная приносящая доход деятельность, по которой могут возникать доходы и расходы.

В нашем законодательстве очень нечетко прописаны процедуры того, как некоммерческая организация может разделить доходы и расходы на приносящую доход деятельность, и доходы и расходы по основной уставной деятельности.

Благотворительные магазины тоже правильнее создавать в форме коммерческих организаций. А всю прибыль от этого магазина можно уже направлять на уставную деятельность благотворительной организации – например, в форме пожертвования.

Что делать с остатком?

— У многих фондов возникают сложности  с распоряжением «остатками» – той частью перечисленных денег, которые по той или другой причине уже не нужны конкретному больному…

— Если деньги поступают с формулировкой «на уставную деятельность» — такая формулировка покрывает все виды расходов.

Но часто жертвователи хотят жертвовать не вообще в организацию, а именно на помощь конкретному ребёнку, на оказание помощи конкретной программе.

И в этом случае общее правило такое: то, что получено на определённые цели, без изменения воли жертвователя не может быть перераспределено…

— Что делать НКО в таком случае? Распределять эти деньги  по другим больным? Оставлять себе? Оставлять семье?

— Связаться с каждым физическим лицом, которые пожертвовали деньги семье, в принципе невозможно ни при каких обстоятельствах, и узнать их обратную связь тоже невозможно. Невозможно сделать задним числом новую публичную оферту, поскольку старая была сделана до того.

Исходя из этого опыта, в публичной оферте стоит упомянуть о том, что в случае невозможности использования средств на помощь конкретной семье жертвователь передает право фонду эти пожертвования использовать на оказание помощи другим лицам, оказавшимся в такой ситуации.

Есть опыт одного благотворительного фонда, который более десяти лет успешно действует в столице и помогает деткам с особо тяжелыми заболеваниями. Имея тесное деловое сотрудничество с руководством медицинского учреждения, на базе которого действует фонд, этот фонд обращается с просьбой к администрации медицинского учреждения.

Администрация дает фонду ксерокопии первых страниц медицинских карт, где написано, что ребенок скончался.

На основании этих документов фонд созывает правление, и оно принимает решение перераспределить средства, которые невозможно использовать на оказание помощи конкретному ребенку, на других детей.

Хотя это и не соответствует законодательству — ведь жертвователь передавал деньги на оказание помощи только конкретному ребенку.

Предлагаем ознакомиться:  Договор аренды автосервиса с оборудованием образецПолучается, единственным законным выходом из этой ситуации было бы вернуть деньги этому жертвователю. Теоретически это сделать возможно, поскольку реквизиты жертвователей в системах перечисления денег хранятся. Ведь есть же возможность получить назад деньги за неиспользованные авиационные, железнодорожные билеты. Но непросто.

Опять же, возврат денег – это, конечно, не выход. Выходом было бы изначально оговоренное право фонда в исключительной ситуации изменить целевое назначение денег на оказание помощи лицам, оказавшимся в такой же ситуации.

Нко и закон: насколько грамотны наши фонды

— Как фонду доказать свою прозрачность?

— Есть несколько форм отчетности, но все они – для государственных органов. А вот отчет для пользователей отчетности, для жертвователей публикуется в СМИ и на собственных сайтах. Вот здесь форм никаких не существует и степень подробности деталей организация определяет сама, исходя из своего понимания о том, что должно знать общество, что должны знать жертвователи.

— Как вы оцениваете российский Закон о благотворительности? Нуждается ли он в дополнениях, изменениях?

— Закон этот замечательный, его написали очень хорошие люди более 20 лет назад. В принципе это работающий закон.

— По вашей оценке, стали ли сегодня НКО более грамотными в финансовых вопросах? Или, наоборот, стали делать больше ошибок?

— Страна, в принципе, становится более грамотной. И Министерство экономического развития России потратило определённые усилия на то, чтобы со всех точек зрения обучить некоммерческие организации. Очень много интернет-ресурсов, форумов.

Но примерно 10-15 процентов фондов – и чаще это маленькие НКО – продолжают их совершать. И все же число организаций, которые неправильно оформляют безвозмездные поступления, существенно снижается.

Рисунки Дмитрия Петрова.

Тонкости создания и функционирования благотворительного фонда

Благотворительный фонд права и обязанности

Статус благотворительного фонда в Российской Федерации регулируется рядом законодательным актов. Благотворительный фонд является одним из видов фонда как формы юридического лица. Согласно статье 123.

17 Гражданского кодекса, фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Аналогичное определение понятия фонда содержится и в статье 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях». На практике благотворительные цели неразрывно связаны с реализацией различных социальных, общественно полезных целей.

Благотворительные цели связаны с понятием благотворительной деятельности, содержание которой раскрывается в статье 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Под такого рода деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, по предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В этом же законе перечисляются цели благотворительной деятельности, к которым, в частности, отнесены:

  • социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения.

Граждане и юридические лица имеют право беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора целей такой деятельности.

Благотворительный фонд является одной из форм благотворительных организаций.

Под благотворительной организацией понимается неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

К числу благотворительных организаций помимо фондов относятся, в частности, общественные организации (объединения) и учреждения.

Порядок создания и регистрации благотворительного фонда

Порядок создания благотворительного фонда регулируется федеральными законами. В качестве учредителей благотворительного фонда могут выступить физические и (или) юридические лица.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут являться учредителями благотворительной организации любой формы, в том числе фонда.

Благотворительный фонд, как разновидность некоммерческой организации, подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом «О некоммерческих организациях» порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Согласно административному регламенту предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденному приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (с изм.), решение о государственной регистрации благотворительного фонда принимается на уровне территориальных органов Минюста России.

Центральный аппарат данного министерства принимает решение о государственной регистрации в отношении отделений международных организаций и иностранных организаций.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации благотворительного фонда как некоммерческой организации, а также иных предусмотренных законом сведений осуществляется ФНС России на основании принимаемого Минюстом России (его территориальным органом) решения о государственной регистрации.

Законодательством предусмотрен закрытый перечень документов, необходимых для государственной регистрации фонда.

К ним, в частности, относятся: заявление; устав; решение о создании фонда и об утверждении устава; сведения об учредителях; документ об уплате государственной пошлины; сведения о месте нахождения постоянно действующего органа фонда; документы, подтверждающие правомочия на использование в наименовании фонда имени гражданина, символики, защищенной законодательством об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования.

Согласно статье 333.33 Налогового кодекса за государственную регистрацию благотворительного фонда взимается государственная пошлина в размере 4 тыс. руб. Учредителями фонда утверждается устав, который должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях деятельности, об органах фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Определение направлений деятельности фонда

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда, в частности, относятся: определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества; образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда; принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда; изменение устава фонда, если такая возможность предусмотрена уставом. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.), а также может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (например, правление). На попечительский совет возлагается осуществление надзора за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда. Имущество и бухгалтерский учет фонда Имущество фонда, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям его деятельности. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Благотворительный фонд обязан вести бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством.

На Минюст России (его территориальные органы) возложено осуществление контроля за соответствием деятельности благотворительной организации целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно обязана представлять в данный государственный орган отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

  • финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований законодательства по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований законодательства, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Ежегодный отчет должен представляться благотворительной организацией в Минюст России (его территориальные органы) в тот же срок, что и годовой отчет о ее финансово-хозяйственной деятельности, направляемый в налоговые органы. Подробнее об отчетности некоммерческих организаций можно узнать в статье посвященной отчетности НКО. 

Минюст России в свою очередь должен обеспечить открытый доступ к полученным им ежегодным отчетам благотворительной организации. Согласно приказу Минюста России от 7.10.

2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», соответствующие отчеты и сообщения должны размещаться на информационных ресурсах в сети Интернет, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет. Дополнительно указанные отчеты и сообщения могут быть размещены непосредственно на сайте некоммерческой организации и иных сайтах в сети Интернет. В настоящее время такая информация представлена в разделе «Отчеты некоммерческих организаций» на информационном портале Минюста России. На благотворительную организацию законом также возлагается обязанность обеспечения открытого доступа к своим ежегодным отчетам. Средства, которые затрачиваются на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели. Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда не могут составлять коммерческую тайну. Контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов возлагается на налоговые органы. Благотворительная организация несет предусмотренную законодательством ответственность. В случае совершения благотворительной организацией действий, противоречащих ее целям, а также законодательству, Минюст России (его территориальные органы) направляет ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано благотворительной организацией в суде. При неоднократном предупреждении в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом. Все средства, полученные благотворительной организацией от осуществления предпринимательской деятельности в нарушение требований законодательства, подлежат взысканию в доход местного бюджета по месту нахождения благотворительной организации и должны быть использованы на благотворительные цели в порядке, установленном муниципальными органами социальной защиты. Споры между благотворительной организацией и гражданами, касающиеся использования перечисленных данными лицами на благотворительные цели средств, подлежат рассмотрению в суде. Благотворительная деятельность может осуществляться путем поддержки действующей благотворительной организации. В этой связи следует упомянуть о так называемых фандрайзинговых благотворительных фондах, которые привлекают внешние ресурсы для благотворительных целей.

Для устранения рисков мошеннических действий гражданам и юридическим лицам, собирающимся выступить в качестве благотворителей, важно убедиться в том, что переданные ими средства будут перечислены именно на благотворительные цели в реально существующую благотворительную организацию. С целью проверки данных обстоятельств можно воспользоваться соответствующими информационными ресурсами.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.