+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Почему подросток совершает преступление

Содержание

Мелкая уголовщина: дети и подростки совершают всё больше тяжких преступлений

Почему подросток совершает преступление

Данные МВД за ушедший год неутешительны: в стране наблюдался рост преступности в целом и, что особенно тревожно, значительно увеличилось число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. «Известия» изучили статистику подростковой преступности за 2019 год и узнали у экспертов, с чем связан рост криминальной активности школьников и студентов.

Количество и качество

По данным МВД, примерно 3,9% от всех раскрытых в стране в 2019 году преступлений совершены подростками либо при их участии. Всего были выявлены 37 953 несовершеннолетних преступника. Статистически на них пришлось 41 548 правонарушения.

С одной стороны, положение дел улучшилось по сравнению с предшествующим годом (40 860 привлеченных к уголовной ответственности подростков и 43 553 преступления).

Но прослеживается опасная тенденция — число тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних растет: если в 2018 году их было 9716, то в 2019-м — 10 113.

Стоит оговориться, что в статистику не вошли случаи, когда не удалось установить виновника. Разумеется, не отражена и латентная преступность.

В ушедшем году зарегистрировано 1615 случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, все они раскрыты. Формально зафиксировано снижение этого опасного показателя, но аналитики из МВД считают, что радоваться нечему. За снижением может стоять неэффективная работа силовиков по выявлению подобных фактов.

Регионы, где преступность молодеет

Больше всего страдает от подростковой преступлений Республика Тыва, где почти каждое 10-е раскрытое преступление совершено подростками либо с их участием. За ней следует Карелия (7,2% от общей массы раскрытых).

Чуть лучше дела обстоят в Свердловской области, Ненецком АО и Забайкальском крае. В 2018 году Тыва также возглавляла рейтинг (7,9%), и ситуация там, судя по данным МВД, лишь усугубилась. Ситуация несколько выправилась в Бурятии и Хабаровском крае.

Их места заняли в «десятке» Вологодская область и Приморский край.

Значительные проблемы с преступностью несовершеннолетних также в Псковской, Новгородской, Ивановской и Амурской областях.

Что не так с Тувой

Рекордный за последние 10 лет всплеск подростковой преступности в республике был зафиксирован в 2013 году, за которым последовал небольшой спад, продлившийся до 2015 года.

В 2018 году в правительстве Тувы отмечали, что преступления подростков преимущественно связаны с хищениями и незаконным оборотом наркотиков.

В Туве, безусловно, систематически работают над проблемой подростковой преступности. Странность заключается в том, что рост подростковой преступности происходит на фоне общего значительного снижения общего числа преступлений в республике.

«Не исключено, что критический показатель в регионе как раз, наоборот, свидетельствует о здоровой правоохранительной системе в регионе и честной статистике в республике. Мне известно, что там уже несколько лет пристально следят за несовершеннолетними правонарушителями, отсюда и высокая раскрываемость таких преступлений.

В то же время за образцовыми показателями могут стоять манипуляции и попустительства несовершеннолетним в угоду статистике. Например, кое-где привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетнего считается негативным для статистики райотдела полиции. Отсюда и нежелание силовиков связываться с преступлениями малолеток.

Это ощущается на делах, касающихся незаконного оборота наркотиков, — несовершеннолетними занимаются неохотно. К ответственности привлекаются чаще всего лишь по делам, где есть потерпевшие.

Но игнорирование проблемы — не решение проблемы», — поделился с «Известиями» сотрудник правоохранительного ведомства, знакомый с тонкостями статистики.

«В регионе сильно развита культура уличных банд. Во многих других местах это явление уже отмерло», — рассказала «Известиям» кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения Высшей школы экономики Мария Новикова.

Она также связывает высокую подростковую преступность в регионе с экономической ситуацией в Туве, которая занимает одно из последних мест в рейтинге уровня жизни субъектов РФ.

Карельская традиция

Эксперты отмечали, что ситуация с детской преступностью в Карелии связана с неблагополучным социально-экономическим положением в регионе, низкими доходами населения и с недостатком спортивных секций.

Сухие статистические данные красноречиво иллюстрирует история шайки подростков из центра помощи детям Лахденпохского района, которую приводили в качестве примера республиканские силовики еще в 2017 году. Три сообщника совершили 134 преступления. Они неоднократно задерживались, следствие несколько раз выходило с ходатайствами об аресте, но суд их отклонял.

Несовершеннолетние, уже находясь под следствием, продолжали преступную деятельность, вовлекали других подростков в нее. В итоге на долю троих подростков пришлось 23% всех преступлений в районе за год. Министр внутренних дел тогда отмечал недостаточную работу комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и соцзащиты, учебных заведений и здравоохранения.

Криминологи отмечают, что подобная модель характерна для всех регионов с высоким уровнем детской преступности. Еще одна типичная черта таких мест — детская безнадзорность.

«Растет число и внебрачных детей, и женщин, которые, расставшись с мужем, воспитывают детей в одиночку. А значит, взваливают на себя функции добытчиков. На поддержание очага и благоприятной обстановки в доме времени не остается.

Отсюда и проблемы с детьми. Подростки ищут понимание, участие, заботу на стороне», — рассказал «Российской газете» детский правозащитник Александр Гезалов.

Одиночество ребенка в семье толкает его к уходу на улицу — а там недалеко и до вовлечения в криминальную среду.

Беда с этой профилактикой

«Просчеты и недостатки в осуществлении профилактической работы с подростками являются одной из причин наметившегося впервые за последние годы роста подростковой преступности», — сообщил прокурор Приморского края Николай Пилипчук на итоговом заседании коллегии надзорного ведомства. По его мнению, следует изменить подход к профилактической работе, тщательно контролировать деятельность комиссий по делам несовершеннолетних.

«По моему мнению, КДН в России работают неэффективно, поскольку члены комиссии не несут персональной ответственности за свои решения.

Детская преступность в сфере тяжких преступлений растет из-за безнаказанности детей, высокого возраста привлечения к уголовной ответственности, попустительства школы и полиции малолетним преступникам.

В результате им удается избегать не только ответственности, но и элементарного порицания», — считает адвокат Мария Ярмуш. По ее мнению, часто преступления совершают дети с психическими отклонениями, причем не всегда возможно направить такого ребенка на лечение без обращения родителей.

В свою очередь Мария Новикова отметила сложности в межведомственном взаимодействии с органами, призванными заниматься профилактикой подростковой преступности.

«Сейчас школы, к примеру, не заинтересованы в том, чтобы многие инциденты становились известны инспекции по делам несовершеннолетних. Например, случаи агрессии между учениками. Хочется сотрудничества, но тут есть над чем работать», — сказала эксперт.

Магия цифр: не все так плохо

Видный российский ученый Владимир Овчинский говорил о 20-летнем цикле активизации подростковой преступности, связанном с ослаблением и ужесточением законодательства в стране.

Исследователь Виктор Омигов в своем труде «Закономерности развития преступности в Российской Федерации на рубеже веков» приходит к выводу о существовании 11-летнего цикла, которому подчиняется в том числе и детская преступность.

Еще одной причиной всплеска детской преступности считают неадекватную либерализацию законодательства, особенно попустительское отношение к преступлениям небольшой и средней тяжести — здесь можно вспомнить зарубежный опыт практического применения «теории разбитых окон» социологов Джеймса Уилсона и Джорджа Келлинга.

Но сгущать краски не стоит — такой вывод напрашивается, после ознакомления с динамикой подростковой преступности за несколько последних десятилетий.

Она стабильно уменьшается с 2007 года.

Старший научный сотрудник РАНХиГС Рамиль Хасанов в своей работе «Динамика преступности несовершеннолетних в России», опираясь на официальную правовую статистику, утверждает, что рост несовершеннолетней преступности (он берет всплеск в 2015 году) может быть связан с наркотиками. Однако точной статистики, касающейся несовершеннолетних, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, на протяжении нескольких лет не приводится.

Кроме того, по косвенным данным, несовершеннолетние составляют значительную часть правонарушителей, использующих новые технологии для совершения преступлений (мошенничества при помощи интернета, мобильной связи т.п.).

МВД не приводит статистику, сколько киберпреступлений совершили подростки. Однако можно предположить, что эта сфера криминала молодеет.

Данные компании Positive Technologies, занимающейся обеспечением информационной безопасности, показывают, что порог входа в киберпреступность сегодня крайне низкий, а обучающие материалы по взлому систем или по различным мошенническим схемам доступны и на интернет-сайтах, и в мессенджерах. Современные кибератаки в большинстве своем основаны на использовании не собственных, а купленных и арендованных у третьих лиц разработок и серверов.

«Времена, когда зловреды создавались только для баловства, давно ушли в прошлое. Сегодня киберпреступность в большинстве своем — это настоящая индустрия, которая активно развивается. Здесь наблюдается разделение труда.

Есть злоумышленники, которые занимаются написанием и продажей вредоносных программ, есть те, кто заражает ими устройства, и так далее. Киберпреступления приносят заметную выручку.

На этом рынке растет уровень технических навыков злоумышленников», — рассказал «Известиям» старший антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Денис Легезо.

Лечение болезни

Работа над проблемой требует комплексного подхода, считает кандидат психологических наук Мария Новикова.

«Должны быть задействованы школа, программы поддержки и социализации для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Необходимо раннее выявление неблагополучия и как можно более ранняя его компенсация на всех уровнях. Про ребенка должны знать и быть готовы ему помочь», — рассказала Новикова.

По ее мнению, должен быть расширен штат школьных психологов, а их квалификация — регулярно повышаться. Еще один важный инструмент здорового общества — соседство.

«Если даже семья ребенка не дает возможности полноценной социализации, рядом живут другие люди и семьи. Кто-то из них при условии создания условий и возможности передачи опыта будет готов помочь. Не стоит недооценивать районные клубы и дворовые спортивные команды. Если будут взрослые, готовые это поддерживать, это большой ресурс», — говорит Новикова.

Проект «Подростковая преступность» | Обучонок

Почему подросток совершает преступление

Автор работы: 

Ельмихеева Валерия

Руководитель проекта: 

Чепайкина Наталья Генадьевна

Учреждение: 

МОУ СОШ №2  п. Советский Республики Марий Эл

В процессе работы над детским исследовательским проектом по обществознанию на тему “Подростковая преступность” автором была поставлена цель, определить основные причины подростковой преступности в современном обществе и найти более эффективные способы их профилактики.

Подробнее о работе:

В ученическом проекте по обществознанию “Подростковая преступность” автором была исследована литература по данной теме и изучены психологические характеристики подросткового периода, проанализированы статистические данные правонарушений несовершеннолетних по Свердловской области, на основе которых были определены основные причины совершаемых подростками преступлений.

Готовая исследовательская работа по психологии и обществознанию на тему “Подростковая преступность” содержит теоретические сведения о мерах профилактики правонарушений среди подростков, а также в работе обоснованы виды юридической ответственности для несовершеннолетних преступников. В рамках своей проектной деятельности ученица 9 класса исследовала уровень подростковой преступности в Республике Марий Эл.

Оглавление

Введение1. Подростковая преступность – основная проблема современного общества.1.1. Факторы, влияющие на становление подростков.1.2 Профилактика подростковой преступности.2. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.3. Исследование подростковой преступности в Республике Марий Эл.Заключение

Список литературы

Введение

Преступность несовершеннолетних – совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет. На сегодняшний день это одна из самых актуальных проблем, стоящих перед обществом и государством.

Многие ученые и сотрудники органов внутренних дел заняты изучением и поиском решения данной проблемы, но уровень преступности среди подростков неуклонно растет.

Это означает, что ныне известные методы профилактики правонарушений не действуют.

Подростковый возраст считается переломным моментом в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский

максимализм толкает подростка на необдуманные поступки, которые в свою очередь влекут за собой последствия различного характера.

Причем правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, утратили черты детского поведения, озорства, спонтанности. С каждым годом подростковая преступность «омолаживается», становится жестче.

Конечно, прежде чем искать способы профилактики, необходимо выяснить первопричины, источники, обуславливающие рост правонарушений. Опираясь на исследования, построить систему методов профилактики по сокращению преступности среди лиц, не достигших возраста 18 лет.

Актуальность. Криминальная ситуация в России по-прежнему остается сложной. Преступность подростков продолжает быть дестабилизирующим фактором общественной жизни.

Причем, в сравнении с другими явлениями, она характеризуется наивысшей общественной опасностью с точки зрения государства, а потому не может не интересовать социолога, ориентированного, прежде всего, на изучение социальных недугов и аномалий.

Преступность представляет собой крайнюю форму антиобщественных явлений, она впитывает в себя всю совокупность социальных, экономических, политических и культурных противоречий. Этим обусловлена необходимость ее социологического осмысления. Более глубокое изучение этих факторов даст возможность понять специфику совершаемых преступлений, и их закономерности.

Объектом исследования данной работы является – проблема подростковой преступности в современном обществе.

Предметом исследования данного проекта является – способы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Цель: определить основные причины подростковой преступности в современном обществе и найти более эффективные способы их профилактики.

Задачи:

  • найти и проанализировать литературу по данной теме;
  • изучить психологическое содержание подросткового периода;
  • проанализировать статистические данные правонарушений несовершеннолетних по Свердловской области;
  • на основе статистических данных выделить основные причины совершаемых подростками преступлений;
  • рассмотреть меры профилактики правонарушений среди подростков;
  • провести анкетирование по данной теме;
  • обобщить полученную информацию.

Гипотеза: низкий уровень правосознания подростков связан с недостаточностью профилактических мероприятий в образовательном учреждении.

Подростковая преступность – проблема современного общества

Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста.

Есть такая закономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Это по данным нашей несовершенной и щадящей статистики.

Сегодня в среднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком или юношей.

В последние годы отмечается значительный рост преступности среди детей до 14 лет. Имеют место случаи, когда 11-12-летние дети имеют большой опыт карманных краж, крадут из автомобилей, угоняют велосипеды.

Зачастую такие дети промышляют «обуванием» на вокзалах других детей – окружают их и отбирают деньги.

Как правило, такие дети растут в неблагополучных семьях, где один из родителей, а иногда и оба лишены родительских прав.

Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой на «улицах» в среде таких же отвергнутых и непонятых.

Факторы, влияющие на становление подростков

Фактор «Семья». Отношения в семье имеют наибольшее воспитательное значение для подростка, для формирования его как личности.

В настоящее время во многих семьях дети воспитываются одним из родителей, чаще всего матерью, что сказывается на отсутствии надлежащего надзора над подростками, ему не хватает моральной поддержки, заботы, внимания – все это в итоге отрицательно сказывается на формировании личности.

Подавляющее большинство семей трудных подростков живут в неблагополучных семьях. Есть также семьи, где родители избирают неправильные методы воспитания или равнодушны к внутреннему миру детей: с детства все делают за ребенка, удовлетворяют все его желания и капризы, что является своеобразной формой ущемления самолюбия, достоинства ребенка.

Имеется категория малообеспеченных семей. Подросток из такой семьи болезненно переживает, что одет «скромнее» других, в результате этого у ребенка зачастую возникает комплекс своей «неполноценности». Наличие этих факторов в сочетании с другими обстоятельствами могут привести несовершеннолетнего к совершению преступления.

Фактор «Школа». Здесь выступают в качестве ведущих отношения между учителями, одноклассниками и так называемыми трудными подростками, отношение последних к учебе.

Конфликтные отношения с педагогами усугубляются еще и тем, что трудные подростки часто оказываются изолированными в классе, чувствуют себя чужими, как правило, трудные подростки плохо учатся.

Изоляция трудновоспитуемых подростков в классном коллективе является одной из ведущих причин, способствующих их становлению на путь правонарушени.

Социальный фактор – «Улица». Не найдя поддержки и внимания в семье и в школе, несовершеннолетний ищет другую микросферу, где он может удовлетворить свою потребность в общении. Восполнить недостаток общения подросток, как правило, пытается на улице.

Если здесь он попадает под «дурное>» влияние, то его формирование может принять отрицательный характер. Как правило, такие подростки не имеют постоянных интересов и увлечений, не заняты в спортивных и других кружках и секциях, обречены на бесцельное время препровождение.

Причины подростковой преступности:

  1. слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
  2. плохая организация общественной работы с несовершеннолетними.
  3. отсутствие воспитательной функции в системе обучения.
  4. недостаточная организация системы безопасности учебных заведений.
  5. излишне мягкая ответственность за совершение преступления.
  6. Незнание закона.

Почему подросток совершает преступление

Почему подросток совершает преступление

Славик, 8-й класс. Маленький, щупленький, послушный. Ровен со всеми ребятами, но товарищей как-то не завел. Учится с трудом, с «двойки» на «тройку», однако «тройка» отнюдь не «липовая». На физкультуре — слабак.

Мама — штукатур, неплохо зарабатывает, о сыне заботится, в школу захаживает. Папа работает в Подмосковье, в бригаде плотников — коттеджи строит.

Славик — мальчик безвредный и чем-то мне симпатичный… И вдруг — звонок директору школы из полиции.

Почему люди совершают преступление?

Так, даже в наше время преступник, осужденный законом и обществом в одной стране, воспринимается как невинная жертва гражданами другого государства.

Примером может стать установленное в Южной Корее уголовное наказание за супружескую измену, что любому европейцу кажется шокирующим ущемлением права на личную жизнь.

Тем не менее в некотором смысле первое преступление совершила ещё христианская прародительница всего человечества — Ева, вкусив запретный плод.

Классный час Преступление и наказание

Кл.рук: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться — плохо.

И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы учащихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.) Социальный педагог: К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.

. Учитель . А сейчас я попрошу вас разбиться на группы и написать на листах, что лежат у вас на партах, причины, которые, как вам кажется, толкают подростка на преступление. А я пока просмотрю ваши анкеты. Но мы вернемся к нашей теме.

Предлагаем ознакомиться:  Суд пристав саха п пеледуй

Автомобильные новости

Примерно 16 % преступлений приходится на 16-летних подростков, и столько же – на 14-летних и младше.

Правда в отношении несовершеннолетних младше 14 лет уголовное преследование прекращается в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности, они лишь ставятся на учет в комиссию по делам несовершеннолетних администрации района и в службу ПДН ОВД. Подавляющее большинство совершаемых подростками Матвеевского района преступлений – кражи.

Подросток начинает больше внимания уделять себе, своей внешности, стремится к самопознанию и самовоспитанию, однако он еще не может по-взрослому оценить свои достоинства и недостатки. Стремление к личному авторитету среди сверстников и к физическому самосовершенствованию порождает активный поиск образца для подражания.

. Все не так, а наоборот. Нарушил закон, значит ты ищешь лёгких путей в жизни. Какой же ты сильный? Вы сейчас стоите на пороге взрослой жизни и должны быть готовы нести ответственность за свои поступки самостоятельно.

Почему подростки совершают преступления сочинение

Примерно 16 % преступлений приходится на 16-летних подростков, и столько же – на 14-летних и младше.

Правда в отношении несовершеннолетних младше 14 лет уголовное преследование прекращается в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности, они лишь ставятся на учет в комиссию по делам несовершеннолетних администрации района и в службу ПДН ОВД. Подавляющее большинство совершаемых подростками Матвеевского района преступлений – кражи.

Почему несовершеннолетние совершают преступления?

Правда, в отношении несовершеннолетних младше 14 лет уголовное преследование прекращается в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности, они лишь ставятся на учет в комиссию по делам несовершеннолетних Администрации района и в службу ПДН ОМВД. Подавляющее большинство совершаемых подростками Аксайского района преступлений – кражи, однако имеют место быть факты причинения телесных повреждений своим сверстникам.

Подросток начинает больше внимания уделять себе, собственной внешности, стремится к самопознанию и самовоспитанию, однако он еще не может по-взрослому оценить свои достоинства и недочеты. Стремление к личному авторитету среди сверстников и к физическому самосовершенствованию порождает активный поиск образца для подражания.

https://www..com/watch?v=userinfomoscow24

Тема нашего классного часа — «Преступление и наказание». Эпиграфом к нашему мероприятию мы взяли следующие слова: «Почти все люди рабы, и это объясняется той же причиной, какой спартанцы объясняли приниженность персов: они не в силах произнести слово «Нет»». (Никола Шамфор.) Почему люди совершают преступления?

Почему подростки совершают преступления и правонарушения

Почему подросток совершает преступление

Подростки, особенно мальчишки, без конца попадают во всякие неприятные истории. Родители нервничают: сын пошел по дурной дорожке. Скандалы, наказания.

Но всегда ли неблаговидный поступок — проявление преступных наклонностей? Часто — это крик о помощи. И оказать ее могут только в семье.

Инне Кленицкой, педагогу со стажем, опытной маме и бабушке, не раз приходилось работать «переводчиком», объясняя взрослым то, о чем ребенок сам сказать не может.

Воровство

Славик, 8-й класс. Маленький, щупленький, послушный. Ровен со всеми ребятами, но товарищей как-то не завел. Учится с трудом, с «двойки» на «тройку», однако «тройка» отнюдь не «липовая».

На физкультуре — слабак. Мама — штукатур, неплохо зарабатывает, о сыне заботится, в школу захаживает. Папа работает в Подмосковье, в бригаде плотников — коттеджи строит.

Славик — мальчик безвредный и чем-то мне симпатичный…

И вдруг — звонок директору школы из полиции. Оказывается, мальчик стащил в магазине несколько плиток шоколада! Зачем? Славик в большую перемену угощал шоколадом одноклассников — раздал все до кусочка.

Это типичный cлучай компенсационного воровства. Подросток чем-то обделен и старается компенсировать это. Он сам может этого не осознавать, но подсознательный толчок именно такой — «у меня нет друзей, я плохо учусь, я слабый… Зато могу угостить весь класс шоколадом, потому что я не жадный и ко всем хорошо отношусь».

Славе повезло — у него умная мама.

Она объяснила сыну, что уважают и ценят не только за школьные успехи и силу: «Вот вырастешь, получишь профессию, будешь хорошо делать свою работу, и тебя за это будут уважать, будут у тебя учиться, обращаться к тебе за советом».

Конечно, упомянула мама и необходимость оплатить стоимость шоколада. «А если бы тебя не поймали, платить пришлось бы кассиру. Как думаешь, какая у нее зарплата? Не знаешь? А я знаю. (Мама называет сумму). Меньше моей. Получается, ты в ее карман залез».

Больше Слава ничем таким не грешил. Историю замяли, до ребят она не дошла — об этом позаботились мы, учителя.

Поджог

У моих соседей разразился скандал. Десятилетний сын, пока родители выясняли отношения на кухне, поджег в комнате занавески! Родители спохватились, когда запахло гарью. К счастью, вовремя залили водой злосчастные занавески.

В чем причина дикой выходки? Родители собирались разводиться и постоянно громко ссорились, оскорбляли друг друга. Мальчик нервничал, переживал. Он любил и маму, и папу, их ссоры глубоко его травмировали. Накапливались боль, раздражение, обида.

Это требовало какой-то разрядки. Вот и разрядился.

Уж если взрослые решились на развод, нужно было перестать ругаться, а ребенку спокойно объяснить, что папа по-прежнему будет любить его и заботиться о нем, приходить к нему в выходные.

И снова мы имеем дело с ребенком, который чувствует себя обделенным: спокойным домом, дружной семьей. Не в наказаниях он нуждается, а в помощи. Его выходки — сигнал SOS для взрослых. А наша задача — услышать сигнал, понять причину. И постараться устранить ее. Но как часто мы бываем глухи к этим сигналам, не хотим задуматься над причинами!

К тому же вопросы «в лоб» обычно не помогают. Дети не всегда могут осознать, что их тревожит. Осознание придет позже, когда они повзрослеют. Впрочем, можно ненавязчиво задать какой-нибудь наводящий вопрос.

Плохая компания

Вадим — благополучный ребенок из благополучной семьи. Учился неплохо, проступков за ним не водилось. Но однажды мама пришла в школу со слезами: сын связался с дурной компанией.

Ребята там старше, курят, выпивают, употребляют наркотики, а, бывает, и приворовывают. На вопрос школьного психолога, почему мальчик потянулся к такой компании, Вадим ответил: «Дома скучно».

Родители вели нескончаемые разговоры о ценах, жаловались на жизнь, никуда, кроме работы и магазинов, не выбирались.

Решили поработать с родителями. При первой же встрече с ними, когда они наперебой стали обвинять сына за связь с плохой компанией, моя коллега задала им вопрос, вызвавший удивление и замешательство: «А что вы предлагаете ему взамен?» Завязалась беседа. К чести родителей, они оказались людьми разумными.

Мама сводила сына в дом детского творчества и предложила ему выбрать себе кружок. Вадим, хотя и пришел сюда нехотя, заинтересовался туристическим кружком.

Существует расхожее мнение, что все кружки теперь платные. Но это не так. Нужно только приложить усилия, чтобы найти подходящие.

По выходным папа Вадима стал устраивать лыжные прогулки, летом — походы с палатками. Мальчик приглашал с собой друзей. Все вместе учились правильно разжигать костер, и Вадиму тут пригодились навыки, полученные в кружке.

Родители признавались потом, что изменилась не только жизнь сына, но и их собственная. Куда-то исчезли вечные жалобы и недовольство жизнью, по вечерам стали обсуждать планы на выходные.

Решили-постановили: пусть лучше иной раз квартира не будет «вылизана» на «отлично», но что-нибудь интересное обязательно придумаем. Разумеется, подростка перестало тянуть в дурную компанию.

Так бывает часто: чтобы изменить что-то в ребенке, подростке, родителям нужно изменить что-то в себе, в своей собственной жизни.

И, надо признать, говорить об этом с родителями куда труднее, чем с подростком. Но чего не сделаешь ради своего ребенка, не так ли?

Инна Кленицкая

Классный час

Почему подросток совершает преступление

Цель: формирование отношения к преступлению как к самому страшному деянию.

Оформление: иллюстрации по теме.

Ход мероприятия

Учитель:

Во мне два я – два полюса планеты, Два разных человека, два врага. Когда один стремится на балеты, Другой стремится прямо на бега, Я лишнего и в мыслях не позволю, Когда живу от первого лица, – Но часто вырывается на волю Второе я в обличье подлеца. И я борюсь, давлю в себе мерзавца, О, участь беспокойная моя, Боюсь ошибки: может оказаться,

Что я давно не то второе я.

В каждом из нас живет два человека. В каждом из нас живут противоречивые чувства. Но в том-то и дело, что нужно уметь на первый план всегда выводить свое лучшее я. В подростковом возрасте это делать сложнее. Поэтому каждый год детская преступность растет с ужасающей быстротой. За 2011 год цифры просто пугают.

В совершении преступлений и правонарушений приняли участие около трехсот тысяч подростков. Наиболее распространены имущественные преступления – две трети от общего числа. Далее идут угоны транспортных средств, хулиганства и преступления против личности. Каждое третье преступление совершалось группой.

Преступления совершаются как в вечернее время, та и в дневное. Преступления даже стали совершать ученики начальных классов.

Как же мы будем жить дальше?

Много зависит от того, какие цели поставил каждый из вас перед собой.

Не оступиться в жизни – трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Некоторые думают: «Вот преступлю закон, значит, я сильный, ничего не боюсь».

Все не так, а наоборот. Преступил закон, пошел по легкому пути добычи или чего-то еще, а что будет завтра?

Сложно на этот вопрос дать ответ, когда ты уже плохо сделал, выбраться из того болота, ох, как сложно.

Давайте с вами заполним маленькую анкету, которая вас ни к чему не обязывает.

Анкета

1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выберипять основных проблем)

  • денежные проблемы твоей семьи
  • отношения с родителями
  • отношения со сверстниками
  • конфликты с педагогами
  • трудности усвоения школьного материала
  • здоровье близких родственников
  • чем заняться в свободное время
  • личная жизнь
  • будущая жизнь
  • твои неудачи в кружках, секциях
  • что-то другое (написать)

2. Какую работу ты хотел бы иметь? (Выбери пять основных требований)

  • с высокой оплатой
  • с гарантией от безработицы
  • престижную
  • не вредную для здоровья
  • связанную с разъездами, новыми впечатлениями
  • требующую личной предприимчивости, изобретательности
  • нужную стране, людям
  • связанную с общением с животными
  • связанную с общением с людьми
  • связанную с транспортом
  • творческую
  • другую (указать)

Учитель: Пока я рассматриваю ваши ответы, вы можете написать на листах, что лежат у вас на партах, причины, которые, как вам кажется, толкают подростка на преступление.

Учитель: Спасибо за ответы. Я вижу. Вы имеете перед собой ясную цель и представляете свое будущее.

Но мы вернемся к нашей теме. Чтобы враг не победил тебя, надо знать его в лицо. Чтобы каждый из нас стал добропорядочным гражданином, мало знать про то, что среди подростков совершаются преступления, необходимо стараться кого-то предостеречь от этого.

Итак, что же вы написали? Давайте ваши ответы запишем на доске.

Причины преступлений

  1. Доказать, что ты не трус.
  2. Нехватка денег в семье.
  3. Выделиться среди остальных.
  4. Покрасоваться перед девчонкой (например, побить кого-то)
  5. Легкая нажива.
  6. Моральная неустойчивость.
  7. Плохая компания.

  8. Употребление алкоголя или даже наркотика.
  9. Любопытство (угнали машину).
  10. Спор.
  11. Задолжал денег кому-то.
  12. Желание быть не хуже других (иметь телефон и т.д.)
  13. Гнев и раздражение.
  14. Собственные неудачи.
  15. Зависть.
  16. Скука.

  17. Давление старших.
  18. Низкая самооценка.
  19. Самоутверждение.
  20. Любовь к приключениям.

Учитель: Все правильно. Причин может быть много.

Но самая важная – человека некому было остановить, помочь решить проблемы, подросток нравственно не смог противостоять преступлению.

Ученик: Но как противостоять, когда нет никого, кому можно все рассказать. Ведь каждый имеет право на ошибку, ее совершают многие, но не все становятся преступниками?

Учитель: О, да. Ошибки мы совершаем все. Но во что они выливаются, у всех это происходит по-разному. Но был задан вопрос, что делать, когда рядом нет надежного человека?

Ребята, давайте подумаем вместе и запишем на доске:

  1. Всегда должен быть верный друг, который поймет.
  2. Попробовать поговорить с родителями.
  3. Обратиться к одноклассникам.
  4. Телефон доверия.
  5. Обратиться к психологу.
  6. Поговорить даже с кем-то незнакомым.

Учитель: Молодцы. Можно не заметить момент, когда человек переступает черту, за которой становится преступником. А можно отвернуться и пройти мимо.

В Англии и США большинство дел о преступлениях несовершеннолетних разбирают детские суды. И это правильно.

Давление взрослых может дать противоположный результат.

А вот вы сверстники, к примеру, узнав, что ваш друг совершил какой-то проступок, что сможете предпринять?

Ученик: Поговорить, прежде всего, откровенно и доброжелательно.

Ученица: Если можно исправить ситуацию, предложить выход, желательно без вмешательства милиции или кого-то еще.

Ученик: Предложить учителю поговорить с родителями, которые должны помочь своему ребенку.

Ученица: Обратиться за помощью в психологический центр.

Ученик: Стараться не оставлять одного. Чтобы кто-то был рядом.

Ученица: Помочь раскрыться в другом – спорте, творчестве и т.д.

Ученик: Дать человеку веру в то, что мы его уважаем и не бросим.

Учитель: Молодцы. Очень хорошо. Надеюсь, что это не просто слова, а руководство к действию, если оно понадобиться. Думаю, на этой хорошей ноте мы и закончим нашу беседу.

А ты? Входя в дома любые – И в серые, И в голубые, Всходя на лестницы крутые, В квартиры, светом залитые, Прислушиваясь к звону клавиш И на вопрос даря ответ, Скажи: Какой ты свет оставишь? След, чтобы вытерли паркет И посмотрели косо вслед, Или Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

4.06.2012

Уголовная ответственность малолетних до 14 лет

Почему подросток совершает преступление

Каждый гражданин РФ согласно Конституции обязан уважать и соблюдать установленные законодательные нормы, правила и требования. За пренебрежение законами россиян ждет суровое наказание, соразмерное причиненному ущербу.

Среди подростков бытует мнение, что до момента совершеннолетия они не подлежат привлечению к уголовной ответственности, и после совершения преступления злодеяние сойдет им с рук. Судебная практика показывает, что такие мысли являются ошибочными и далекими от истины.

Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 14-летнего возраста, по отдельным статьям лиц привлекают к ответственности с 16 лет.

Принято считать, что, достигнув этого возраста, гражданин может объективно оценивать серьезность своих намерений, проводить анализ ситуации и делать выводы, т. е. полностью отдает отчет своему поведению.

Мера наказания для несовершеннолетних лиц, совершивших преступление, зависит от последствий правонарушения и объема нанесенного ущерба.

Определяя меру ответственности, судья всегда ориентирован на детали, и учитывает множество нюансов, которые могли повлиять на поступки, рассуждения и восприятие подростка во время совершения преступления и после него.

К важнейшим моментам, которые обязательно будут рассмотрены во время судопроизводства, относятся:

  • уровень физической подготовки и степень интеллектуального развития;
  • обстоятельств, в которых рос и воспитывался ребенок, обстановку в семье;
  • способность объективно оценивать ситуацию и свои действия.

Привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетних жителей РФ нельзя назвать простой задачей, для принятия взыскательных мер с подростков нужно располагать большим объемом знаний и уметь объективно оценить ситуацию.

Именно поэтому россиянам следует изучить действующие законодательные порядки, рассказать о правилах применения принудительных мер воспитательного воздействия своим детям, а при возникновении сложностей и вопросов юридической направленности, проконсультироваться с правовым экспертом.

Какие статьи предусматривают уголовную ответственность

Несовершеннолетних граждан РФ за совершение серьезных, и общественно опасных, преступлений по решению суда могут привлечь к уголовной ответственности на основании 87 статьи УК РФ.

В ней регламентирован общепринятый порядок реализации санкций, и дано определение наказанию для лиц, совершивших преступление.

По состоянию на 2019 год лиц, в 14-летнем возрасте, могут привлечь к ответственности за:

  • убийство в рамках 105 статьи;
  • намеренное нанесение тяжелого вреда здоровью по 111 статье УК РФ;
  • причинение значительного морального вреда и физических повреждений средней тяжести по статье 112;
  • изнасилование — статья 131 Уголовного кодекса;
  • похищение — ст. 126 УК РФ;
  • кражу по статье 158;
  • вымогательство — ст. 163;
  • террористический акт в рамках статьи 205;
  • вандализм по статье 214 уголовного законодательства и т. д.

Данный перечень нельзя назвать полным. Если со стороны несовершеннолетних граждан будет совершено другое серьезное преступление, попадающее под статьи УК Российской Федерации, подростка также накажут по всей строгости закона.

Стоит отметить, что каждый случай индивидуален, но суд, рассматривая дела детьми и несовершеннолетними максимально тщательно, стараясь найти лояльное наказание.

При разбирательстве преступлений с участием несовершеннолетних суд должен учесть ряд особых правил.

Например, в качестве смягчающего обстоятельства во внимание нужно принять возраст подростка, преступившего закон и совершившего преступление.

Если преступление, совершенное малолетним гражданином РФ, носит первичный характер, и деяние неопасно для общества, к нему не вправе будут применить такую санкцию, как ограничение свободы передвижения. Когда данная мера признана необходимой, общий срок отбывания наказания по ней ограничен двумя годами.

Если в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление средней тяжести, устанавливаются штрафные санкции, погасить взыскание должны будут родители, опекуны или лица, несущие отвечающие за подростков. При выборе методов и способов наказания, применяемых к малолетним преступникам, суд, в первую очередь, отдает предпочтение применению принудительных мер воспитательного воздействия.

Виды наказаний для подростков

Чтобы привлечь несовершеннолетнего осужденного к уголовной ответственности, суд должен рассмотреть результаты следственных мероприятий, определить состав преступления и его последствия.

По итогу производства будет оглашен вердикт, который при наличии веских оснований можно обжаловать в вышестоящих судебных инстанциях.

В отношении несовершеннолетних судом устанавливается одна или несколько мер ответственности, а именно:

  • штраф;
  • общественно полезные и исправительные работы;
  • определение в воспитательное учреждение закрытого типа;
  • использование принудительных мер воспитательного воздействия;
  • ограничение права передвижения;
  • лишение свободы.

К подросткам по закону никогда не применяется лишение свободы в виде отбывания пожизненного заключения.

Чтобы вынести окончательный вердикт в отношении несовершеннолетнего осужденного, потребуется проведение психологически-психиатрической экспертизы.

Она представляет собой крайне сложный вид исследования, на основании заключения которого, суд сможет сделать вывод о вменяемости несовершеннолетних в момент совершения преступления.

Если по результатам экспертизы подросток будет признан неадекватным и не отдающим отчета своим действиям, его поместят в лечебное воспитательное учреждение или медицинский центр.

Максимальный срок лишения свободы несовершеннолетних в РФ — 6 лет. Если подростку назначают ответственность по совокупности статей УК Российской Федерации, наибольший срок наказания не должен превышать порог в 10 лет.

В отношении несовершеннолетних часто используется условная ответственность с ограниченным испытательным сроком.

Если в этот промежуток времени подросток совершит аналогичное преступление, квалифицируемое, как причинение вреда здоровью легкой или средней тяжести, условное осуждение может быть продлено, вменяется вторично или заменяется на более строгую меру.

Возрастные группы по УК РФ

Применение судом уголовной мер ответственности в адрес несовершеннолетних и характер наказания имеет прямую взаимосвязь с психической и физической зрелостью лиц, особенностью темперамента и влиянием старших, взрослого окружения. На то, какую меру применят в отношении несовершеннолетнего осужденного, огромное влияние оказывает возраст преступника. Всего можно выделить несколько возрастных групп:

  • дети 14 лет признаются малолетними, и получают полное освобождение от уголовной ответственности;
  • подростки, достигшие 14 лет, считаются частично сформировавшимися личностями, поэтому они несут наказание только за самые серьезные деяния, влекущие опасность для них и общества;
  • лица в возрасте 16 лет несут ответственность за все нарушения, но в более сдержанной мере;
  • граждане с 18 лет отвечают за преступления, попадающие под статьи Уголовного кодекса, на общих для всех основаниях.

Судом всегда учитывается социальный статус и возрастные ограничения несовершеннолетних преступников. Наказание для них гораздо мягче, чем для взрослых граждан, совершивших аналогичное противоправное деяние.

Все варианты принудительных мер воспитательного воздействия, применяемые в адрес несовершеннолетних, направлены на формирование у них ответственного правового сознания.

К мерам, направленным на перевоспитание, сегодня можно отнести предупреждение, ограничения перемещения, обязанность публичного извинения, определение подростков в воспитательное учреждение закрытого типа.

Порядок освобождения несовершеннолетних от тюрьмы

Дети до 14 лет не подлежат привлечению к уголовной ответственности. В отношении несовершеннолетних, находящихся в возрасте 14-18 лет, также может быт принято постановление об освобождении от наказания согласно общеустановленным критериям УК России.

Чтобы несовершеннолетнего осужденного удалось избавить от ответственности, необходимо наличие нескольких важных факторов и условий.

Прежде всего, преступление, вменяемое жителю РФ, должно относиться по квалификационным признакам к группе простых, повлекших вред легкой или средней степени тяжести.

При этом во время судебного производства должно быть доказано, что достигнуть поставленных целей по перевоспитанию несовершеннолетних можно и с помощью более лояльных мер, например, определения на время подростка в воспитательное, исправительное или лечебное учреждение.

Срок отбывания в такой организации может быть больше, чем предельно установленный срок наказания в рамках уголовной статьи.

Освобождение из заведения, где занимаются перевоспитанием подростков, можно провести досрочно, если уполномоченные представители комиссии посчитают, что поставленные цели выполнены, и малолетний гражданин осознал свою вину, сожалеет о содеянном.

Стоит отметить, что получить полное освобождение от уголовной ответственности за преступление законов лицам в возрасте старше 14 лет, будет крайне сложно. Скорее всего, лишение свободы просто заменят на более лояльный вид наказания.

Когда лицо отбыло значительную часть срока заключения, его законный представитель или адвокат сможет ходатайствовать о предоставлении условно-досрочного освобождения несовершеннолетних преступников. Выпустить малолетнего преступника ранее положенного срока могут:

  • после отбывания 1\3 срока за злодеяние легкой или средней степени тяжести;
  • после половины срока, установленного за опасное и тяжелое преступное деяние;
  • после отбывания 2\3 срока за совершение особо тяжких противоправных действий.
Категория:Ответственность
Дата:10.08.2017

Сегодня детская преступность растет и прогрессирует.

Ее развитию способствует правовая неграмотность несовершеннолетних и их родителей, низкий уровень образования, отсутствие понимания детей со стороны родителей и т. д.

Предотвратить привлечение ребенка к уголовной ответственности несложно, главное уделять детям достаточно внимания, подавать им хороший пример и находить время для решения их проблем.

Источник: http://SovetYuristov.ru/otvetstvennost/ugolovnaya-nesovershennoletnih.html

Уголовная ответственность несовершеннолетних в России

Не всегда трудный возраст проходится подростком и его семьей легко и без проблем, в некоторых случаях ситуация настолько накаляется, что подростки идут на преступные деяния. К сожалению, такие ситуации не редкость и для нашей страны.

Несмотря на то, что почти 70 % из преступлений, совершаемых подростками, происходят из-за их жажды внимания взрослых, это не может освободить их наказания.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.