+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Проблемы приемных детей процедура усыновления особенности воспитания период адаптации в семье

Содержание

Адаптация в приемной семье – возможные проблемы

Проблемы приемных детей процедура усыновления особенности воспитания период адаптации в семье

Появление ребенка в семье является очень важным событием, которое несет за собой много радости и трудностей. А если пара решается на такой шаг, как принятие на воспитание чужого ребенка, то сложности могут удвоиться. Для обеих сторон потребуется адаптация, период в течении, которого будут привыкать к новому образу жизни.

Что делать в начале?

Адаптация ребенка в приемной семье начинается с первого дня, родителям необходимо учитывать нюансы и особенности воспитания, которые применялись в отношении дитя в то время пока тот находился в детском доме. Взрослым следует помнить:

  • необходимо учитывать распорядок дня, который был в приюте и придерживаться такого же, хотя бы первые дни. Прием пищи, прогулка и т.д. должны проходить приблизительно в то же время, что и там, постепенно их можно сместить на более удобные часы;
  • стоит также узнать о том, что любит кушать и при готовке делать акцент на этой еде со временем добавляя какие-то новые продукты;
  • можно приобрести игрушки похожие на те, которыми играл в детском доме;
  • не стоит приглашать гостей, нужно подождать, пока малыш привыкнет к новой обстановке;
  • если любит сладкое, не надо позволять ему есть его сколько захочет, чтобы угодить;
  • первое время не стоит перегружать эмоционально;
  • следует уважительно относиться к малышу, считаться с его выбором и решениями.

Внимание! Обсудить возможные сложности, трудности и пути решения следует с врачом психологом, который подскажет, как правильно вести себя при возникновении недопонимания.

Адаптация ребенка в первый год

Психологи выделяют несколько этапов адаптации, которые переживает дитя, придя в новую семью. Длительность этих временных промежутков будет зависеть напрямую от психоэмоционального состояния ребенка и его возраста. Основные выделяемые периоды:

  1. «медовый месяц». Занимает порядка месяца, в это время и родители, и кроха показывают друг другу свои лучшие стороны. Малыш старается быть самым послушным, а родители всячески пытаются угодить ему, выполняя все желания;
  2. второй этап, «уже не гость». В этот период ребенок начинает показывать свои характер, выражать свое я. И это хороший знак, который радует и специалистов, говорит о том, что процесс освоения идет успешно. Внимание к приемному ребенку должно проявляться постоянно, необходимо чтоб он чувствовал себя нужным и родным;
  3. «привыкание» наступает, когда адаптация близится к окончанию, стороны привыкли к присутствию друг друга. Родители стали понимать малыша, который в свою очередь освоил порядки в новой семье стал самостоятельней и более раскован;
  4. на последней стадии отношения в семье стабилизируются, ребенок чувствует, что любим и проявляет ответные чувства. К сожалению, бывает, что родители не могут адаптироваться к ребенку, привыкнуть к характеру, поведению, и решают отдать обратно в детский дом.

Если семья решает взять приемного ребенка, то следует подготовиться, побеседовать с психологом, тот посоветует, как вести себя правильно в случае возникновения трудностей.

Важно! Следует помнить, что дети все индивидуальны и к каждому требуется отдельный подход, не стоит впадать сразу в панику, если окажется, что характер у малыша будет не такой, как хотелось бы.

Особенности адаптации в разном возрасте

Семьи могут взять ребенка любого возраста. Адаптация приемного ребенка — это реакция на обстановку, которая меняется, и не важно, сколько ему лет, она все равно будет.

  • От 0-3 лет. Ранее считалось, что совсем малыши от 0-3 не реагируют на то, кто их кормит и укладывает спать, но все-таки психологи пришли к тому, что даже в таком возрасте дети все чувствуют, видят, как меняется окружающая обстановка. На фоне этого изменяется и их настроение, они могут стать более капризными и раздражительными. Следует воссоздать обстановку, режим дня, способы купания и многое другое, так малышу будет проще привыкнуть к новой среде;
  • От 3-7. В этом возрасте дети уже более осознанно что-то делают и соответственно воспринимают все, что их окружает более эмоционально, имеют ряд привычек, и не только положительных, но и негативных. Не стоит сразу ругаться, если, например, имеется привычка врать или брать что-то чужое. Следует объяснить, что это неправильно и так делать не стоит. В этом возрасте уже есть определенные интересы, возможно, это спорт, рисование, пение и т.д. Необходимо выяснить, что нравится, записать в кружок или секцию. Потихоньку готовить к школе. Положительные эмоции помогут скорее раскрыться;
  • От 7-12. Школьники, дети которым придется пойти в новую школу и знакомиться со сверстниками, для них это может стать стрессом. Тут необходима поддержка, в школе преподавателю объяснить ситуацию и попросить присмотреть, чтобы понимать, как приняли новые одноклассники и т.д. Это важный момент, который поможет не упустить период адаптации в школьной среде и избежать проблем;
  • От 12. Подростки уже вроде и не дети, но еще и не взрослые, со сформировавшимися взглядами и интересами. Но несмотря на это, попадая в домашнюю обстановку, могут увлечься тем, чего не хватало, когда жили в детском доме. Если не наигрались, то можно заметить, что играют в игрушки и т.д. Это нормально, и даже необходимо для нормальной адаптации. В таком возрасте поведение приемного ребенка может стать не самым лучшим, но стоит потерпеть, не ругаться и не придираться. Ведь жизнь у них была и так тяжелой, следует добиться расположения и доверия с их стороны.

Возможные проблемы и трудности

Адаптация приемного ребенка важный момент не только для него, но и для родителей. Сложности возникают в зависимости от возраста усыновленного ребенка:

  1. беря в семью малыша, которому нет и года, родители переживают о его физическом здоровье, после года обычно становится понятно физическое состояние малыша, но встает вопрос о его психологическом состоянии, ведь некоторые заболевания проявляются гораздо позже;
  2. дошкольники – тут стоит обратить внимание на развитие интеллектуальное, как показывает практика они немного отстают и не по своей вине. Подростки, школьники могут вести себя агрессивно, хамить и т.д. В таком возрасте их часто посещает мысль найти своих кровных родителей.

Но не смотря на трудности не стоит опускать руки, ведь проблемы бывают во всех семьях, и не важно, родные там воспитываются дети или нет.

Усыновление ребенка – серьезный шаг, перед тем, как его совершить, нужно морально подготовиться, пообщаться с персоналом приемного учреждения и обсудить с психологами возможные проблемы. Адаптация в приемной семье, это период, которого не избежать, подготовка поможет справиться с возникающими проблемами родителей и детей. И минимизирует желание вернуть приемное дитя назад.

Проблемы адаптации детей в приемных семьях

Проблемы приемных детей процедура усыновления особенности воспитания период адаптации в семье

Воспитание любого ребенка связано с большими сложностями. И не стоит думать, что с приемными детьми больше неурядиц, чем со своими биологическими.

Это как раз одна из самых распространенных ошибок: приемные родители при первых проблемах с ребенком из детского дома начинают думать, будто они взяли «кого-то не того». Нет. С абсолютно каждым мальчиком или девочкой сложно.

В приемных семьях просто есть больше затруднений с адаптацией малыша. Но они, поверьте, преодолимы.

Из-за чего появляются проблемы

Многое зависит от того, в каком именно возрасте ребенок был принят в семью. Если ему еще нет полутора-двух лет, то проблем с адаптацией чаще всего не бывает. Малыш еще не осознает, что происходит, и не может понять, какие кардинальные перемены творятся в его жизни уже в самом начале.

Другое дело – дети старше. С ними сложностей гораздо больше. Ведь они-то все пертурбации прекрасно ощущают. И задача родителей в приемной семье – заранее предсказать, какие проблемы с адаптацией могут появиться, чтобы затем их постараться устранить или хотя бы минимизировать.

Даже если в первые дни или недели ребенок кажется счастливым, жизнерадостным и благодарным приемным родителям, это еще совсем не значит, что в дальнейшем все останется именно так же. По этой причине родители, желающие облегчить привыкание малыша, должны знать несколько моментов.

Основные сложности в адаптации детей

Проблемы с привыканием возможны на самых разных уровнях. Не только на психологическом, но и на физиологическом. Соответственно, придется коснуться всех этих «уровней» и понять, как преодолеть неприятности. В основном дети, попадающие в приемную семью, страдают от таких проблем.

  1. ЗПР. О диагнозе «задержка психического развития» слышали все. К огромному сожалению, почти у всех детей, воспитывавшихся хотя бы год-два в детском доме, ЗПР можно диагностировать. Справедливости ради, здесь далеко не всегда вина самого детского дома. Ведь в это учреждение дети зачастую попадают из далеко не самых благополучных семей. И еще до поступления на воспитание в психическом развитии появляются сложности из-за отсутствия нормальных условий жизни.
  2. Ослабленный иммунитет. Тоже не надо сваливать все на детские дома. Иммунитет ведь формируется не только за счет питания. Для его поддержания на высоком уровне ребенку требуется физический контакт с родителями и положительные эмоции. Если этого нет, то защитные возможности организма снижаются.
  3. Высокая личностная тревожность. Тревожность у детей – тема довольно сложная и глубокая. Вам в данном случае надо знать, что у детей после детского дома тревожность стабильно повышена. Недоверчивость, вздрагивание от каждого резкого звука, сложности с установлением контакта – все это во многом связано именно с постоянной тревогой. И лишь при сохранении условий, в которых эмоциональное состояние малыша ничем не будет нарушаться, проблема пропадет.
  4. Нестабильное эмоциональное состояние. Проявляется это по-разному. Ребенок, попавший в приемную семью, можно в течение дня быть радостным и возбужденным, а затем – грустным и подавленным. Сюда же надо отнести проблемы с засыпанием. Наблюдаются они как у грудных детей, так и у тех, которые повзрослее.
  5. Сложности с установлением доверительных отношений. Хотя в детском доме малыш постоянно находится в контакте с другими детьми, устанавливать отношения с окружающими ему все равно очень сложно. Особенно, если это взрослые люди. Он не будет сразу же чувствовать родственную связь с вами или с вашими биологическими детьми. Эта связь развивается только со временем. А сначала вы для него – добрые, но все-таки чужие люди.

Надо здесь подчеркнуть, что чаще всего эти проблемы адаптации не являются патологическими. Их вполне можно устранить. Правда, многое зависит от того, как быстро ребенок попал в приемную семью.

Чем меньше период, в течение которого он находился в детском доме (и в своей неблагополучной родительской семье), тем лучше.

Что же следует знать приемным родителям, если они хотят обеспечить полноценную адаптацию, не тратить собственные нервы и нервы ребенка?

Как преодолеть проблемы адаптации

Выше мы отметили, что сложности в привыкании определяются во многом тем, как долго ребенок жил вне семьи. Сюда же следует добавить его возраст, предыдущие условия проживания, состав родительской семьи.

Дальше коснемся той ситуации, когда приемному ребенку к моменту попадания в новую семью уже исполнилось 5–6 лет. К этому возрасту дошкольники прекрасно понимают, что с ними происходит. И, соответственно, адаптация переносится ими куда сложнее.

В этом случае вхождение в новую семью происходит в соответствии с достаточно четкими этапами.

1. Эйфория: головокружение от первых впечатлений

До того как попасть в новую семью, жизнь малыша практически полностью была посвящена одной идее – найти маму (и папу). Когда эта мечта осуществляется, дети в первую очередь чувствуют именно эйфорию.

Они активны, стараются получить как можно больше новой информации, усвоить привычки членов семьи, перенять их особенности речи, общения и вообще образ жизни.

В это время объективно судить о характере, привычках и состоянии ребенка нельзя.

2. Флешбэк: возвращение кошмаров из прошлого

Простыми словами – «отступление» к прежнему состоянию. За первый этап приемный ребенок не изменяется. Раньше он всего лишь старался подстроиться, но его характер остался все тем же, что и до попадания к новым родителям.

В период флешбэка он возвращается к мыслям, привычкам и образу жизни, которые у него сложились в детском доме.

Обычно это проявляется в возникновении негативных эмоциональных состояний: агрессия, замкнутость, упрямство, тревога – все это появляется внезапно.

Эта фаза – самая сложная в адаптации к приемной семье. Именно во время нее новые родители должны вести себя с малышом особенно корректно и терпеливо. Ни в коем случае нельзя использовать директивные методы воспитания, а именно: физические наказания, унижение, сравнение с другими («идеальными») детьми.

От этого ребенок станет только агрессивнее или сильнее замкнется. Главное – определить, в чем причина такого поведения приемного сына или дочки. Чаще всего флешбэк появляется из-за страха возвращения в детский дом. Это значит, что основная задача родителей – убедить его в том, что этого не произойдет.

3. Полная адаптация: начало спокойной жизни

Стадия полной адаптации начинается в тот момент, когда ребенок окончательно поверит, что он в приемной семье навсегда.

Это происходит, только если между приемными родителями и малышом формируется прочная эмоциональная связь.

Она не появится, если вы используется названные выше директивные методы воспитания, никогда не разговариваете о проблемах. Пусть и в самом простом, доступном ребенку виде.

Только спокойное, терпеливое, справедливое и оберегающее поведение помогает создать хорошие отношения. И с этого периода приемный ребенок начинает вырабатывать свою новую модель поведения, не вспоминая настолько же часто о жизни в детдоме и без постоянной оглядки на то, каким его хотят видеть.

Адаптация – еще не окончание проблем

Ваш новый ребенок обязательно привыкнет. Случится это быстро или нет, не столь важно. Главное, что адаптация наверняка произойдет, пусть не сразу и не без проблем.

Но, когда привыкание завершится, не ждите безоблачной семейной жизни. С приемным ребенком будут все те же проблемы, что и с собственными биологическими.

Двойки в школе, конфликты со сверстниками, подростковый бунт и так далее… Без этого попросту никак.

Приемные дети в семье: процедура усыновления, особенности воспитания, распространенные проблемы

Проблемы приемных детей процедура усыновления особенности воспитания период адаптации в семье

Воспитание детей – это очень ответственный процесс, который требует от родителей проявлять терпение, быть одновременно взыскательными и любящими, строгими и ласковыми. Для детей, оставшихся без родительской опеки, предусмотрена возможность устройства в приемную семью. Что это такое? С какими проблемами предстоит столкнуться? Разберемся вместе.

Что такое приемная семья?

Ребенок, оставшийся без попечения мамы и папы по тем или иным причинам, может быть определен для проживания, обучения и воспитания в специализированное учреждение. Однако предпочтительными все-таки считаются институты усыновления и приемных семей. Благодаря им дети получают возможность расти в нормальной семье, получать воспитание, любовь и заботу родителей.

Многие считают, что приемный и усыновленный ребенок – это одно и то же, в обиходе такие понятия считаются тождественными. На самом деле права и обязанности детей и родителей в таких семьях имеют свою специфику, это следует учитывать, решаясь принять в свою семью ребенка, оставшегося без опеки родных отца и матери. Основные особенности приемной семьи:

  • ограничение количества детей – общее число несовершеннолетних, воспитывающихся в семье должно быть не более 4 (в это количество включаются и родные дети семейной пары, если таковые имеются);
  • семья получает социальное пособие на содержание ребенка, а одному из родителей выплачивается заработная плата в установленном размере;
  • тесное взаимодействие семьи с социальными службами (их сотрудники будут регулярно проверять успеваемость и уровень жизни ребенка, контролировать расходы приемных родителей на обеспечение его нужд, оказывать помощь в вопросах адаптации и т. д.);
  • если в собственности у приемного ребенка есть жилье, приемная семья обязана содержать его в надлежащем состоянии, но не имеет права собственности на него;
  • срок проживания ребенка в семье заканчивается по достижении им 18-летнего возраста (если он продолжает обучение в очной форме, срок может быть продлен на 5 лет), по истечении указанного периода социальное пособие не выплачивается, однако родители вправе предоставлять совершеннолетнему жилье и питание по взаимной договоренности;
  • в случае отсутствия у ребенка собственного жилья ему должна быть предоставлена недвижимость из государственного фонда в порядке очереди;
  • приемные родители, в отличие от усыновителей, не вправе изменять имя, фамилию, отчество или дату рождения несовершеннолетнего, то есть права на тайну усыновления у них нет;
  • приемный ребенок не имеет права претендовать на часть наследства любого из приемных родителей в случае их смерти, равно как и последние не могут рассчитывать на долю в наследстве после приемного ребенка или получение от него алиментов на свое содержание в случае утраты трудоспособности.

Распространенные проблемы приемных детей

Приемные родители должны помнить о том, что, принимая в семью ребенка из детского дома или иного учреждения соответствующего профиля, они могут столкнуться с целым рядом проблем. Если мама или папа не готовы преодолевать трудности совместными усилиями, им лучше отказаться от идеи взять на воспитание ребенка.

Состояние здоровья

Состоянием здоровья приемного ребенка следует поинтересоваться заранее, внимательно изучить медицинскую карту, учитывая, что информация, представленная в ней, может оказаться неполной. Приняв в семью несовершеннолетнего, рекомендуется организовать для него комплексное обследование, чтобы избежать серьезных проблем с его здоровьем в будущем.

Во время адаптации к семье, новым условиям проживания и обучения приемные дети испытывают сильный стресс. Это часто вызывает обострение заболеваний хронического характера, даже если до того болезнь находилась на стадии устойчивой ремиссии. Кроме того, в первые месяцы дети часто болеют простудными заболеваниями – из-за эмоционального перенапряжения и ослабления иммунитета.

Психологические особенности

В приемные семьи редко попадают дети из благополучных семей, лишившиеся родителей вследствие трагической гибели или безвременной кончины последних от болезней – у таких малышей, как правило, есть и другие родственники, готовые взять на себя заботу об осиротевших детях. Приемные родители должны быть готовы к тому, что в их семью попадет ребенок из числа социальных сирот.

психологическая черта детей из этой категории – недоверие к окружающим и постоянный (не всегда осознанный) страх предательства. В первое время дети обычно демонстрируют замкнутость и настороженность. Может проявляться агрессия и иные формы асоциального поведения, в этом случае потребуется помощь психолога.

Взаимодействие с родными детьми

Если в семье есть родные дети, особенно когда родной ребенок единственный, нужно быть готовым к проявлениям ревности и даже агрессии с его стороны. Решение о принятии в семью сироты нужно обязательно обсудить со своим ребенком, делать это можно только с его согласия.

Важно объяснить, что родного ребенка не перестанут любить, ему будет доставаться столько же любви и заботы. Детей обязательно нужно приучать к совместной работе, взаимопомощи, хвалить и порицать в соответствии с их поступками, а не статусом в семье, равномерно распределяя и ласку, и внимание.

Взаимопонимание приемного ребенка и новых родителей

В приемные семьи обычно определяют детей в сознательном возрасте, для младенцев и грудничков предпочтителен институт усыновления (к тому же шансы найти усыновителей для них намного выше). Чтобы добиться взаимопонимания с приемным ребенком, новые родители должны помнить о том, что потребуется проявлять следующие качества:

  • терпение;
  • доброжелательность;
  • искренность;
  • готовность помочь и поддержать в любой ситуации;
  • доверие;
  • взаимодействие как с полноценным членом семьи, имеющим право на собственную точку зрения.

Кому стоит брать в семью приемного ребенка?

Психологи рекомендуют брать в семью приемных детей только при условии, что все родственники и близкие друзья разделяют и поддерживают стремление супружеской пары. У мамы и папы должен быть опыт взаимодействия с детьми, то есть оптимально подходят супруги, имеющие своих или усыновленных детей, являющиеся опекунами или работающие (работавшие) с социальными сиротами.

Адаптация приемного ребенка в семье

Многие приемные родители совершают общую ошибку: когда ребенка принимают в семью, его встречают буквально все родные, друзья и знакомые. Ребенок и так переживает сильный стресс, а толпа незнакомых людей в незнакомом месте просто повергает его в шоковое состояние. Психологи рекомендуют поэтапную адаптацию:

  1. Знакомство с будущими родителями нужно начинать, еще посещая ребенка в детском доме. Обязательно поинтересоваться его увлечениями и пристрастиями, не давить, сохранять спокойную, дружелюбную и искреннюю атмосферу.
  2. Заочно познакомить ребенка с будущими родственниками, домом и его комнатой. На одну из встреч нужно принести с собой фотографии родных и друзей, квартиры или дома, комнаты, где ребенку предстоит жить. Рассказать о семейных традициях, забавных случаях из жизни семьи.
  3. В первые несколько дней после переезда в доме должны быть только те люди, которые знакомы с ребенком лично. Знакомить с ним родственников нужно постепенно. Семейное торжество можно будет организовать только через несколько месяцев.

Усыновление детей из других стран

Международное усыновление в нашей стране практикуется довольно редко. Юридические особенности усыновления несовершеннолетних граждан других стран строго регламентированы как отечественным законодательством, так и нормативными правовыми актами родины усыновляемого. Общие требования к усыновителям:

  • наличие моральных и материальных средств для содержания ребенка;
  • разница в возрасте между родителем и ребенком не менее 18 лет, максимальная разница ограничена 55 годами для семейной пары и 45 годами для одинокого родителя;
  • усыновители должны состоять в официальных брачных отношениях не менее 3 лет на момент подачи заявления и проживать совместно.

Адаптация приёмного ребенка – трудности периода адаптации в приёмной семье

Проблемы приемных детей процедура усыновления особенности воспитания период адаптации в семье

Движущим фактором при решении об усыновлении или оформлении опеки, как правило, является желание иметь своего ребёнка и потребность заботиться о нём.

Будущие родители рисуют себе самые радужные картины, среди которых объятия, прогулки, восхищение достижениями и обоюдная безграничная любовь. Подобные ожидания обычно присутствуют и в отношении собственных детей.

В случае с усыновлением родителям нужно помнить, что адаптация приёмного ребёнка требует терпения и особого подхода.

Адаптация необходима независимо от того, в каком возрасте ребёнок попадает в приемную семью. И малыш, и подросток одинаково в ней нуждаются.

Люди, обратившиеся в органы опеки, имеют чётко сформированный план, но часто не осознают полной картины совместного будущего. Многие не учитывают главного: ребёнок станет полноправным членом семьи, а значит, привычный уклад в доме изменится.

Адаптация в новых условиях

Адаптация в приёмной семье – это переходный период, в процессе которого происходит привыкание. Привычный мир стремительно меняется, возникают новые условия жизни и сопутствующие обстоятельства. Перемены затрагивают и самих опекунов, и их собственных детей, бабушек, дедушек и других заинтересованных лиц.

Период привыкания не имеет строго чётких временных рамок. На него влияют:

  • возраст;
  • черты характера;
  • уровень умственного и эмоционального развития;
  • темперамент;
  • заинтересованность сторон.

Легче всего вхождение в семью протекает у детей 2-3 лет. В этом возрасте малыши уже имеют ряд сформированных навыков, но ещё не обрели выраженных привязанностей и легче воспринимают перемену обстановки. Самый сложный адаптационный период у подростков, поскольку молодые люди испытывают дополнительный стресс, вызванный половым созреванием.

Особенности поведения

При погружении в новую среду поведение ребёнка меняется, каким бы спокойным и воспитанным он ни был. Это может стать неприятным сюрпризом для приёмных родителей.

Им кажется, что они уже знакомы с характером и склонностями малыша. Они встречались с ним и сформировали мнение о его темпераменте и поведенческих особенностях.

К сожалению, авторитарный подход к воспитанию в детских домах не даёт полностью раскрыть черты характера ребёнка в стенах учреждения.

Нужно учитывать стремление одинокого малыша иметь маму и папу – при знакомстве он будет вести себя максимально «хорошо и послушно».

Перемена поведения – это один из механизмов адаптации человека к незнакомой среде, защитная реакция на уровне рефлексов. Причины:

  • малыш не знает, чего от него ждут новые мама и папа, боится незнакомого места жительства и других сопутствующих обстоятельств;
  • новообретённый член семьи следует поведенческим привычкам, сложившимся на первичном этапе социализации в детском доме или в прежней семье.

В новой среде к приёмному ребёнку предъявляют непривычные требования, проявляют чувства, несовместимые с его представлениями о любви и семье. Изменение поведения может усугубляться под влиянием новых ощущений и обстоятельств, что может ухудшить психоэмоциональную обстановку в семье.

Этапы адаптации приёмного ребенка

Привыкание к новому месту не является статичным процессом, его динамика все время меняется. Период адаптации нельзя чётко разграничить. В процессе интеграции в новую семью у ребёнка неизбежно возникают поведенческие подъёмы и спады, но условно адаптация ребёнка в приёмной семье проходит в несколько стадий:

  • знакомство, или «медовый месяц» – введение в семью;
  • «уже не гость», или первичный эмоциональный кризис;
  • «вживание» – формирование отношений;
  • «стабилизация отношений» – принятие образа жизни.

Поведение меняется постепенно под влиянием родителей и других членов семьи. На завершающем этапе предпочтения и привязанности ребёнка меняются, возникают новые социальные навыки и формируется устойчивый стиль поведения.

Если после значительного промежутка времени в приёмной семье устойчивые отношения так и не сформировались, родители могут принять решение о возвращении ребёнка органам опеки.

Такая ситуация является травмирующей для обеих сторон: у несостоявшихся родителей появляется чувство вины, а ребёнок ощущает ненужность и одиночество.

Чтобы не допустить развития событий по этому сценарию, необходимо учитывать поведенческие особенности адаптационного периода и поддерживать здоровый психологический климат в семье.

Знакомство с семьёй

Первый этап жизни с новыми родителями характеризуется восторгом и всеобъемлющей любовью, которые проявляют обе стороны. Родители испытывают удовольствие от заботы о малыше и стараются исполнять его желания. Со стороны ребёнка потребность выразить свою любовь выражается физическим контактом (объятия, поцелуи), послушанием (беспрекословное исполнение просьб новых мамы и папы).

На стадии знакомства приёмные дети не отдают предпочтения кому-либо из приёмной семьи и могут быть как приветливы, так и эмоционально закрыты.

Начальная реакция на обретение дома индивидуальна и зависит от детского темперамента. Выделяют два основных вида реакции:

  • гиперактивность – дети ведут себя суетливо, им всё хочется потрогать, они резвятся или задают много вопросов, обсуждают увиденное или фантазируют вслух;
  • сдержанность – дети могут выражать испуг, плакать или прятаться за взрослых, поддерживая крепкий тактильный контакт.

Резкое изменение состояния часто удивляет новоприобретённых родственников, ведь оно отличается от первого впечатления, сложившегося в процессе предыдущего общения.

Первые проблемы

На стадии «уже не гость», которая начинается после охлаждения первых впечатлений, возникает первый кризис в детско-родительских отношениях. Проблемы проявляются резким ухудшением поведения малыша, которое объясняется следующими факторами:

  • ослабление эмоциональной «пружины» под влиянием доверия к родителям;
  • высокие ожидания и требования опекунов.

Когда первые эмоции схлынули, ребёнок понимает, что «понравился» родителям и его «оставили». На этом этапе в его глазах необходимость вести себя послушно отпадает, появляется желание самоутвердиться и формируется протест против чрезмерных или непривычных требований новой среды.

В этот период адаптации ребёнок демонстративно отказывается выполнять просьбы домочадцев, впадает в беспричинную ярость или капризничает, часто жалуется на здоровье, выдумывая отсутствующие болячки. Для протестной стадии характерно возвращение энуреза – ночное недержание мочи может появиться не только у малышей, но и у старших детей.

Особенно тяжёлый кризис наблюдается в подростковом возрасте (10 лет и старше). Подростки часто утверждают собственную значимость воровством, курением, употреблением спиртных напитков и бродяжничеством.

Для преодоления возникших трудностей важно показать вашу эмоциональную связь и проявить педагогические таланты, не сравнивая его с другими детьми, но обучая новым навыкам.

Формирование отношений

Если в кризисный период адаптации приёмного ребёнка родители смогли создать с ним устойчивую эмоциональную связь, то этап «вживания» пройдёт с минимальными затруднениями.

На этой стадии адаптации характерно и постепенное принятие образа жизни и ценностей новой социальной группы, и волнообразное возвращение к старой модели поведения.

Нестабильность поведенческих реакций объясняется взаимоотношениями внутри семьи, среди которых:

  • охлаждение отношений между родителями или непосредственно к приёмному ребёнку;
  • ревность собственных детей по отношению к приёмным.

Поддержание здоровых отношений помогает сформировать навыки общения и закладывает фундамент для будущих межличностных и социальных взаимодействий.

Стабилизация отношений

Последним этапом в становлении детско-родительской связи является стабилизация отношений. Итогом их формирования становится полная социализация приёмного ребёнка, его безусловная интеграция в семью и образование крепкой родственной связи. В случае неудачной адаптации дети полностью замыкаются и не могут сосуществовать с приёмными родителями.

Стрессовые обстоятельства

Переходный период всегда сопровождается стрессом. Все участники находятся в непривычных условиях и испытывают дискомфорт. Негативное восприятие может быть вызвано рядом обстоятельств, среди которых следующие:

  1. Опасения по поводу воспитательной методики. Многие приёмные родители воспитывают собственных детей и имеют сложившийся опыт, но опасаются применять его в отношении нового члена семьи.
  2. Страх перед возможной неудачей. Первые неприятности, связанные с проявлением характера или несоответствия реалий предъявляемым ожиданиям, могут спровоцировать неприятие поведения ребёнка.
  3. Неприятие членами семьи. Собственные дети могут чувствовать себя уязвлёнными или даже преданными, поскольку теперь им достаётся меньше внимания.
  4. Общественное мнение. Близкие родственники, друзья или коллеги могут указывать на отрицательные стороны приёмных детей, мотивируя их несостоятельность плохой генетикой, отставанием в развитии и другими несовершенствами, вызывая неуверенность в их будущем.

В ряде случаев возникает перманентный стресс, который ведёт к отказу от воспитания и возвращение приёмного ребёнка органам опеки. Чтобы минимизировать дискомфорт, необходимо понимание, что перемены не происходят в один момент.

Трудности адаптации приёмных детей в школе

Усыновлённые дети лишены постоянного контакта со сверстниками, в котором они находились, проживая в детском доме.

Малыши или подростки, попавшие к приёмным родителям из сложных семей, часто не имеют нормальных представлений об общении, замкнуты и всегда настороже.

Таким детям может быть очень сложно обучаться в школе, поскольку, кроме обретения знаний, им нужно формировать социальные связи.

Трудности адаптации приёмного ребёнка в школьной среде можно преодолеть только в том случае, если обучать его навыкам коммуникации и поддерживать эмоциональную стабильность.

С изменением среды для опекаемых детей меняется и круг общения. В новой школе им приходится заново налаживать общение с одноклассниками и завоёвывать место среди детей, выросших в обычной семье. Психологи выделяют следующие способы преодоления трудностей:

  • создание комфортной окружающей обстановки;
  • эмоциональная поддержка родителей и других домочадцев;
  • поощрение успеваемости в учёбе;
  • одобрение расширения круга школьных интересов (участие в школьных мероприятиях, олимпиадах и др.);
  • посещение специалистов для помощи в развитии и социализации (психолога, логопеда, невролога).

Если ребёнку не удаётся влиться в социум, ему поможет домашнее обучение. Основное преимущество такого подхода заключается в возможности получения образования без травмирующего опыта нахождения в школьной среде и более тщательном выборе круга общения.

Домашняя школа InternetUrok.ru удобна для обучения детей, которым не подходит обычный школьный режим. Наши учебные программы разработаны с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка – мы строим обучение по принципу свободного освоения материала.

Семейное обучение не требует жёсткого режима, а способы подачи учебных материалов позволяют освоить программу в меньшие сроки, чем это требуется в обычной средней школе. Получать знания в Домашней школе InternetUrok.

ru можно вместе с теми, кто разделяет ваши интересы и увлечения – это самый эффективный и успешный путь социализации любого ребёнка.

Приемный ребенок в семье. Проблемы приемных детей: процедура усыновления, особенности воспитания, период адаптации в семье

Проблемы приемных детей процедура усыновления особенности воспитания период адаптации в семье

Мария Соболева

У каждого, кто решился взять в семью ребенка, возникает множество вопросов и опасений. Приемные дети — насколько сложнее их воспитывать? Как будет проходить их адаптация в новых условиях, насколько она зависит от возраста, можно ли брать деток с нарушениями здоровья?

От рождения до года

Конечно, лучший вариант для всех, когда приемные дети появляются в семье еще младенцами.

Родители получают возможность начать формирование детской личности с нуля. Они смогут наблюдать все главные моменты развития крохи — физического и интеллектуального.

Маленькие дети не помнят негатив своего несчастливого прошлого, они гораздо легче примут родителей.

Но маме придется полностью посвятить себя малышу, будьте готовы к бессонным ночам, тревоге за здоровье крохи, переживаниям о том, правильно ли вы все делаете.

Одни детки очень часто плачут, другие слишком апатичны.

Большинство младенцев боятся объятий, поглаживаний, у них бедная мимика и в целом заторможенное сенсорное развитие — младенцы не привыкли, чтобы их брали на руки и целовали.

Но все эти симптомы исчезают довольно быстро, когда маленькие приемные дети получают от новых родителей достаточно тепла и ласки.

От года до трех лет

Приемные дети такого возраста уже имеют опыт пребывания в детских учреждениях, часто негативный.

У них не было тесного контакта с матерью, эмоции подавлены, а ощущение своей ненужности уже присутствует.

Но такие приемные дети еще достаточно податливы к внешним влияниям. Терпение, постоянная забота родителей, их ласка и тепло способны отогреть маленькие сердечки.

В этом возрасте легче объективно оценить здоровье деток, своевременно выявить какие-то возможные патологии в их развитии.

Воспитание потребует от мамы и папы много усилий — важно обратить особое внимание на развитие речи , знакомство с окружающим миром, формирование элементарных бытовых навыков — держать ложку, проситься на горшок, мыть ручки.

Родителей может беспокоить отставание в физическом и умственном развитии детей. Но при отсутствии серьезных патологий приемные дети догоняют по уровню развития своих сверстников.

Ваню взяли в семью полуторагодовалым малышом, ходить он практически не умел. По уровню развития напоминал девятимесячного ребенка.

Но уже через пару месяцев прогресс мальчика был очевиден.

Тесный физический и эмоциональный контакт, правильное питание, ежедневные игры и общение с родителями помогли ребенку к двум годам догнать в развитии своих ровесников.

От трех до пяти лет

Дети после трех лет уже намного самостоятельнее малышей, имеют навыки самообслуживания. У них сформированы основные черты характера, проявляются свои склонности, интересы, способности.

Родители могут подобрать ребенка, близкого им по темпераменту и психологическому складу, — кому-то ближе «живчики» и непоседы, а кто-то хочет, чтобы в семье росли спокойные, уравновешенные детки.

Приемные дети вполне могут посещать детский сад, родители получают возможность работать.

Адаптация и воспитание усложняются тем, что ребята хорошо помнят разные эпизоды своей жизни, родственников и родителей (если их не бросили младенцами).

У детей бывают вредные привычки , навыки поведения, которые могут раздражать и требовать корректировки.

Четырехлетняя Даша постоянно грызла ногти. В начале пребывания ребенка в семье, пока не прошел стресс от перемен в жизни, девочку и не пытались от этого отучить.

Потом внимание Даши переключали в нужный момент, отвлекали интересным занятием, разговором.

Всякие страшилки никто не рассказывал (про глисты и микробы в животе). Просто мама часто делала маникюр при ребенке, предлагала дочке поиграть в салон красоты.

Девочка отвыкла грызть ногти, но времени потребовалось немало — больше года.

Преодолевать задержку психического развития уже сложнее, потребуются постоянные усилия родителей, возможно, помощь специалистов.

Если приемные дети до этого жили в неблагополучной семье, у них, как правило, присутствуют хронические заболевания.

От пяти до семи лет

К этому возрасту ребенок многое знает и умеет. Он самостоятелен, но желание попасть в семью, иметь маму и папу очень сильное и осознанное.

Такие приемные дети быстрее находят контакт с родителями, они остро нуждаются в заботе и ценят внимание взрослых.

Но дети, имея травмирующие психику воспоминания, с трудом преодолевают недоверие к окружающему миру, порой могут проявлять агрессию .

Они заметно отстают от сверстников в эрудиции, умении общаться, социальных навыках. Деткам придется многое наверстывать, их нужно активно готовить к школе, поправлять их здоровье.

Старше семи лет

Ребят этого возраста менее охотно берут приемные родители, не каждый готов принять в семью уже сформировавшуюся личность.

Родителям придется многое преодолеть — возможно, не сразу получится полюбить ребенка, он будет вызывать раздражение, гнев, иногда чувство бессилия что-то изменить.

Но зато приемные дети старше семи лет готовы оценить усилия взрослых заменить им биологических родителей. В ответ на ласку они со временем обязательно ответят любовью.

Что вызывает беспокойство родителей?

Отсутствие инициативы. Приемные дети к трехлетнему возрасту адаптировались к среде, в которой им пришлось жить. В детских учреждениях от них не требовали проявлять активность, выделяться из группы сверстников.

Не пугайтесь, если ребенок поначалу выглядит безразличным и пассивным.
Дети просто должны привыкнуть к новой среде, к родителям, почувствовать себя в безопасности. И тогда в них проявится интерес к миру.

Неумение общаться. Приемные дети не умеют открыто общаться, они не смотрят в глаза, когда с ними говорят.

Наберитесь терпения и ненавязчиво, но постоянно и спокойно обращаясь к ребенку, смотрите ему в лицо — сначала на определенном расстоянии, постепенно сокращая дистанцию.

Часто родителей настораживает какая-то натянутая улыбка малыша и безразличие к тому, чем вы пытаетесь его увлечь.

Только когда приемные дети будут вам доверять, они начнут проявлять свои предпочтения и высказывать собственное мнение.

Проблемы с питанием. Приемные дети часто в начале своего пребывания в семье бывают очень прожорливы. И не потому, что недоедали в детских учреждениях.

Они слушаются взрослых — вы же предлагаете кушать, они так и делают. Количество еды регулируйте сами, иначе дети будут переедать.
Домашнюю еду ребятишки не видели, им интересно все перепробовать. А еще они могут кушать, пока еда перед ними на виду. Так сказать, впрок.

В детском доме ведь вряд ли была возможность в любой момент подойти и взять из вазочки печенье или яблоко.

Бывают и обратные ситуации — дети отказываются от еды. Такое происходит по причине стресса.

Не настаивайте на том, чтобы ребенок съедал все. Предложите маленький кусочек порции, а накормить вкусным завтраком попробуйте, украсив блюдо оригинальным образом.

Трудная адаптация. Приемные дети по-разному проходят период привыкания: послушание сменяется капризами и агрессией.

У кого-то бунт проявляется сразу, кто-то выглядит послушным в первый месяц, а потом начинает испытывать новых родителей на прочность.
Спокойный, казалось бы, пятилетний Артем довольно быстро привык к новой семье. Но спустя месяц ребенка словно подменили — он ломал купленные игрушки, отказывался засыпать один.

Это была своеобразная проверка родителей — вы меня любили хорошим, а я ведь бываю и плохим. Мальчика не ругали, но объясняли — нас очень обижает твое поведение.

Если тебе не нужны игрушки, мы отдадим их другим детям. Перед сном мама или папа обязательно с тобой посидят, вместе почитаем книжку , а потом ты сладко заснешь.

Спокойно, без повышения тона, но настойчиво нужно гнуть свою линию, объяснять ребенку, что вам не нравится в его поведении, запрещать какие-то вещи. Правильное воспитание не допускает вседозволенности.

О тайне усыновления

Приемные дети должны знать правду о своем появлении в семье. Иначе, узнав об этом от посторонних людей, ребенок получит глубокую психологическую травму.

А риск раскрытия семейной тайны, к сожалению, всегда велик.

Главное, правильно подать информацию, дети способны нормально воспринять ее, так как обладают гибкой психикой.

Лучшим моментом специалисты считают возраст, когда ребенок начинает интересоваться — а откуда берутся дети? Обычно такое происходит с детками старше трех лет.

Главной мыслью должно стать утверждение — мы тебя очень долго искали и довольны своим удачным выбором.

Приемные дети с проблемами здоровья

Детки, имеющие слабое здоровье, тоже имеют право жить в семье, с любящими мамой и папой.

Есть много случаев, когда забота и терпение родителей творили чудеса, приемные дети, за которыми ухаживают, быстрее идут на поправку. Даже задержка развития вполне преодолима в условиях полноценной семьи.

Но по поводу деток с серьезными отклонениями в умственном развитии не все так однозначно. Во-первых, решиться на воспитание такого ребенка могут лишь единицы, поистине милосердные и самоотверженные люди.

А во-вторых, эти дети требуют особого подхода и лечения, которое родители, не являющиеся специалистами, вряд ли могут обеспечить.

Воспитание приемных детей — дело благородное и такое нужное. Тысячи малышей годами ждут своих мам и пап. И далеко не всем удается их обрести.

Всем, кто не побоялся трудностей и решил стать родителями обездоленному ребенку, хочется пожелать не только сил и выдержки.

Пусть приемные дети станут для вас родными, а взаимная любовь друг к другу согревает вас теплом.

Забирай себе, расскажи друзьям!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.