+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Суды обладают какой юрисдикцией

Юрисдикция Суда

Суды обладают какой юрисдикцией

Суд обладает обязательной юрисдикцией в отношении государств-членов, органов Союза и других субъектов. Юрисдикция – это всегда круг дел, подлежащих рассмотрению уполномоченным органом, подсудность.

Важнейшим результатом реформы, проводимой Лиссабонским договором, является предметное расширение юрисдикции судов ЕС.

По общему правилу, юрисдикция Суда охватывает все сферы компетенции Союза, кроме отдельных изъятий, прямо предусмотренных учредительными договорами.

Важнейшим из этих изъятий является общая внешняя политика и политика безопасности (ст. 275 Договора о функционировании Европейского Союза). Тем не менее Суд вправе контролировать правомерность решений, которые принимаются в области внешней политики против физических и юридических лиц (абз. 2 ст. 275 Договора о функционировании Европейского Союза).

В юрисдикцию Суда входит следующий круг дел: дела по искам Комиссии к государствам-членам; дела по искам об обжаловании действий и решений органов и должностных лиц Союза; споры между государствами-членами; трудовые споры между органами Союза и их служащими; гражданско-правовые споры по контрактам Союза, в которых арбитражная оговорка отсылает к Суду; отрешение должностных лиц Союза от должности; контроль не вступивших в силу международных договоров; преюдициальные запросы национальных судов; другие споры. В группу дел по искам об обжаловании действий и решений органов и должностных лиц Союза входят дела по искам об аннулировании, дела по искам из бездействия, дела по искам о возмещении вреда и дела по искам об оспаривании санкций. Со вступлением в силу Лиссабонского договора у частных лиц появилась возможность обжаловать регла- ментарные акты ЕС (абз. 4 ст. 263 Договора о функционировании Европейского Союза), например, регламенты Совета о фиксировании цен на сельскохозяйственную продукцию. Кроме того, Суд вправе налагать штрафы или пени на государства-члены, если они не исполняют его решения или в установленный срок не отчитались перед Комиссией о мерах по трансформации директивы Союза.

В соответствии со ст. 262 Договора Совет вправе принимать положения, наделяющие в установленной им мере Суд выносить решения по спорам в связи с применением актов, изданных на основании Договоров, которыми учреждаются европейские правоустанавливающие документы на интеллектуальную собственность.

Схема 5.21.Юрисдикция Суда

Трибунал (сначала он назывался Трибуналом первой инстанции) был учрежден Единым европейским актом 1986 г. для того, чтобы разгрузить Суд.

Юрисдикция Трибунала носит производный характер: к ней отнесены дела, которые были переданы Трибуналу из юрисдикции Суда ЕС.

В нее входят все трудовые споры, все дела по искам физических и юридических лиц и все споры из частноправовых и публично-правовых контрактов, заключенных после 1 августа 1993 г.

Трибунал уполномочен также рассматривать жалобы на решения судебных комитетов и может быть наделен юрисдикцией по рассмотрению преюдициальных запросов в отдельных сферах. С 2004 г.

Трибунал наделен правом рассматривать некоторые иски, подаваемые к институтам Союза другими институтами или государствами-членами.

В частности, это обжалование актов Европейской комиссии, а также некоторых актов Совета (например, принимаемых в рамках антидемпинговых процедур во внешнеторговой сфере).

Решения Трибунала носят юридически обязательный характер. Как уже было отмечено в комментарии к схеме 5.21, Трибунал не имеет своего собственного Статута, его юрисдикция определяется специальным решением Совета ЕС (Решение Совета от 24 октября 1988 г.

“Об учреждении Трибунала первой инстанции”), а вопросы внутренней организации и деятельности регулируются разделом IV Статута Суда ЕС.

С другой стороны, Трибунал имеет собственный процессуальный регламент, правила которого не являются точной копией аналогичного документа Суда Европейского Союза.

Схема 5.22.Юрисдикция Трибунала

В настоящее время единственным специализированным трибуналом является Трибунал по делам публичной службы Европейского Союза, учрежденный решением Совета от 2 ноября 2004 г.

В его юрисдикцию входит рассмотрение и разрешение споров между Европейским Союзом и его служащими или другими сотрудниками (ст. 236 Договора об учреждении Европейского Союза).

При этом в рамках разрешения таких споров рассматриваются не только вопросы, непосредственно связанные с трудовыми отношениями (оплата труда, продвижение по службе, меры ответственности и др.), но и с социальной зашитой работника.

При формировании Трибунала принцип паритета государств-членов при назначении судей не соблюдается, в его составе только семь судей.

Однако Статут Суда Европейского Союза предусматривает, что при комплектовании Трибунала необходимо заботиться о “равномерном представительстве” на максимально широкой географической основе и с точки зрения присутствия разных правовых систем (ст. 2 приложения I к Статуту Суда Европейского Союза).

Схема 5.23.Юрисдикция Трибунала по делам публичной службы

Счетная палата (ст. 285–287 Договора о функционировании Европейского Союза)

Счетная палата (или Палата аудиторов) – институт, осуществляющий финансовый контроль в Союзе. Счетная палата была образована в 1975 г. (согласно Бюджетному договору 1975 г.) и приступила к работе в 1977 г. К числу институтов Союза Счетная палата была причислена Маастрихтским договором в 1992 г.

Счетная палата состоит из 27 членов (по одному от каждого государства-члена). Отличительной особенностью Счетной палаты является то, что она формируется другими институтами, а не правительствами государств-членов. Аудиторы Счетной палаты назначаются на шесть лет Советом после обязательной консультации с Европейским парламентом.

Совет принимает решение квалифицированным большинством , при этом ание проходит не по каждой кандидатуре в отдельности, а за весь список.

Возглавляет Счетную палату Председатель, избираемый членами Палаты из своего состава сроком на три года. В его обязанности входит координация и контроль за деятельностью палаты. За остальными аудиторами закреплены подчиненные им направления, а сами они объединены в аудиторские группы, возглавляемые аудитором фуппы.

В полномочия Счетной палаты входит осуществление аудиторских проверок, содействие контролю за исполнением бюджета, предоставление Совету и Европейскому парламенту расчетной ведомости, консультирование Совета и других органов при принятии некоторых решений, возможность обращения в Суд с исками об аннулировании и о бездействии (при этом самостоятельно налагать санкции Счетная палата не вправе). Необходимо также учитывать, что круг объектов контроля очень широк: по сути, в него попадают любые физические и юридические лица, имеющие отношение к доходам или расходам Союза.

Схема 5.24.Полномочия Счетной палаты

Состав Экономического и социального комитета

Среди консультативных и вспомогательных органов ЕС особое внимание необходимо уделить Экономическому и социальному комитету, Комитету регионов, Европейскому инвестиционному банку и структурным фондам.

Экономический и социальный комитет (ЭКОСОК) – консультативный орган Союза. Его основная функция состоит в обеспечении учета интересов различных социально-экономических групп населения государств-членов при принятии решений и обеспечение развития социального партнерства на уровне Союза.

Состав ЭКОСОК неоднороден. Согласно п. 2 ст. 300 Договора о функционировании Европейского Союза Экономический и социальный комитет состоит из представителей организаций работодателей, наемных работников и других субъектов, представляющих гражданское общество, в частности в социально-экономической, гражданской, профессиональной и культурной сферах.

В составе ЭКОСОК выделяются три организованные группы интересов – Группа работодателей (предпринимательские союзы, ТПП), Группа работников (профсоюзы), Группа различных интересов (представители крестьянства, профессиональных ассоциаций, союзов потребителей, индивидуальных предпринимателей).

Состав Комитета, согласно ст. 301 Договора о функционировании Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора, утверждается по предложению Комиссии единогласным решением Совета.

Тем не менее до окончания переходного периода состав ЭКОСОК будет определяться в соответствии с квотами, зафиксированными в ст. 7 “Протокола о переходных положениях”.

Как и прежде, общее количество членов Комитета не должно быть более 350.

Комиссия формирует список кандидатов в члены ЭКОСОК в соответствии с предложениями от каждого государства-члена, при этом она может запрашивать мнение европейских организаций, являющихся представителями различных секторов экономической и социальной жизни, и гражданского общества, которых затрагивает деятельность Союза.

Все члены ЭКОСОК назначаются Советом единогласно на пять лет. Члены Комитета не могут быть связаны никакими обязывающими инструкциями. Они должны быть полностью независимыми при выполнении своих обязанностей, действуя в общих интересах ЕС.

Заключения, выносимые Комитетом, могут выдаваться в тех случаях, когда это сочтут необходимым Совет, Парламент или Комиссия, однако в ряде случаев Договор о Европейском Союзе придает запросу такого заключения обязательный характер.

Схема 5.25.Состав ЭКОСОК

Полномочия судов общей юрисдикции, задачи и функции

Суды обладают какой юрисдикцией

Полномочия судов общей юрисдикции существенны: они рассматривают документы, которые касаются уголовного, гражданского и административного права. Российская судебная система разработана особым способом – уполномоченная коллегия судей берет во внимание конкретные вопросы с целью получить наиболее распространенные и четкие сведения, которые будут понятны каждому участнику процесса.

Основные представители

Прежде чем изучить полномочия судов общей юрисдикции, необходимо понять, кто ими обладает и в какой степени.

В первую очередь к таким образованиям относится Верховный суд Российской Федерации. Также к ним причисляют верховные суды республик, областные, суды федерального значения, районные, городские, межрайонные.

Среди них существуют особые подразделения – военные и специализированные суды. Их деятельность контролируется и регулируется федеральными конституционными законами.

Непосредственное отношение к указанным судам имеют и мировые судьи.

Задачи

Полномочия судов общей юрисдикции РФ формируются на фоне поставленных задач, выполнение которых обязательно для всех уровней. Каждый представитель судебной власти должен знать о них.

  1. Постоянная защита человеческих и гражданских прав и свобод. При этом необходимо также обеспечивать их охрану, то есть предупреждать возможные нарушения в данной сфере.
  2. Если все же такие права были нарушены или оспорены, суд должен обеспечить их защиту.
  3. Необходимо следить за состоянием правопорядка, укреплять законность.
  4. Важно выстраивать деятельность таким образом, чтобы исключить последующие правонарушения и серьезные преступления, обеспечивая тем самым профилактические меры.
  5. Неустанный контроль деятельности активных кадров и государственных служащих с точки зрения законности действий.
  6. Постоянное развитие в области судебной практики.
  7. Структуризация данных с целью последующего анализа и формирования рекомендаций.
  8. Следить за изменениями в законодательстве, чтобы в случае необходимости предлагать поправки в законы или постановления, которые помогут усовершенствовать государственную власть.

К их числу относятся следующие. Рассмотрение документов, связанных напрямую или частично с гражданским, уголовным, административным правом.

Например, проблемы, охватывающие нарушения Трудового кодекса, который так или иначе соприкасается с гражданскими правами, будут обсуждаться судами общей юрисдикции. Учет дел, касающихся нарушений в военной сфере.

Как говорилось выше, для этой цели существуют специальные военные суды, которые и отвечают за такие процессы. В систему и полномочия судов общей юрисдикции входит анализирование всего процесса судопроизводства, что помогает создать особую систему обработки уже похожих дел в будущем.

Это необходимо для того, чтобы дополнительно пройтись по основным моментам дела, изучить его. Суды также рассматривают процессуальные акты, а затем разрабатывают специальные решения. Они помогают в дальнейшем изменить закон, чтобы он был понятным и эффективным.

Полномочия судей и судов общей юрисдикции охватывают большой спектр дел и правонарушений, поэтому являются крайне значимыми для государства.

Территориальная подсудность

Судебная практика выстраивается таким образом, чтобы в процессе исполнения отвечала существующим федеральным законам. Это помогает правильно распределять дела.

Понятие территориальной подсудности имеет важное значение в ротации дел. Предполагается, что государство условно разделяется на определенные зоны.

В каждой из них есть судебный орган, полномочия которого охватывают улицы, дома и, соответственно, жителей этой территории.

Таким образом, все правонарушения, происходящие в пределах данной местности, будут рассмотрены именно действующим здесь судом.

Территориальная подсудность помогает регулировать деятельность и полномочия судов общей юрисдикции. Необходимо понимать, что каждый орган судебной власти имеет свои задачи, функции и полномочия.

Естественно, что общая идея и смысл у них идентичны. Отличия заключаются лишь в масштабах поставленных перед ними целей: важно видеть разницу, например, между Верховным судом и обычным районным.

На рассмотрения в такие суды вносятся дела разного уровня.

Функции

Судопроизводство формируется посредством ряда функций:

  • обеспечения правосудия;
  • контроля правопорядка и работы других представителей закона;
  • разъяснения действующего законодательства с помощью процесса судопроизводства;
  • обращения в Конституционный суд Российской Федерации при необходимости удостовериться в том, что закон или нормативный акт отвечает всем нормам права.

Суды с подобными полномочиями могут наделяться иными функциями, если это предусматривает действующее законодательство. Таким образом и формируются полномочия.

Суды обладают какой юрисдикцией

Суды обладают какой юрисдикцией

Порядок создания и действие Конституционного суда установлено Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный суд уполномочен разрешать дела, касающиеся вопросов права, в то время как сами фактические обстоятельства дела конституционный суд не рассматривает.

https://www..com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В Конституционный суд могут подавать свои обращения граждане, организации, должностные лица в том случае, если они считают, что нарушены их права и свободы, установленные Конституцией РФ при разрешении их дела в суде, если считают, что какие-либо положения нормативного акта не соответствуют Конституции РФ, либо считают, что сами положения Конституции изложены неопределенно и необходимо их уточнить.

Конституционный суд в России один и он един, состоит из 13 судей, избираемых в особом порядке. Конституционный суд не рассматривает частные споры.

Он является органом конституционного контроля, в его ведении находятся лишь вопросы законодательного характера, а потому решения этого суда исполняются наряду с нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Только решением Конституционного суда может быть опротестован, отменен или пересмотрен принятый нормативный акт.

Суды общей юрисдикции

В судах общей юрисдикции разбираются гражданские, уголовные дела, дела об административных правонарушениях.

Гражданские дела

Порядок рассмотрения гражданских дел в суде общей юрисдикции устанавливается гражданским процессуальным кодексом РФ.

В суд общей юрисдикции направляют исковые заявления для рассмотрения дел, в которой одной из сторон является гражданин.

В суд общей юрисдикции предъявляются:

  • иски по делам, касающимся гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных и др. правоотношений.
  • исковые заявления о взыскании денежных средств с должника или истребовании движимого имущества, по которым выдается судебный приказ (например, требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, выплата алиментов, о невыплаченной заработной платы работнику и др.);
  • исковые заявления на неправомерные действия или бездействия государственных органов.
  • исковые заявления, по которым производство проводится в особой форме (особое производство) (например, когда необходимо установить какой-либо юридический факт, об усыновлении детей, о признании гражданина недееспособным и др.)
  • когда необходимо оспорить решение третейских судов или получить исполнительный лист на решение, выданное третейским судом.

В качестве первой инстанции гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматривают мировые судьи и районные суды.

Мировому судье будет принадлежать право разбирать дело в том случае, если:

  • сумма искового заявления составляет до 50 тысяч рублей (в том числе при разделе имуществасупругов);
  • расторгается брак, и у родителей отсутствует спор о нахождении и воспитании детей;
  • по делу выдается судебный приказ;
  • когда устанавливается порядок пользования имуществом гражданина.

Все остальные дела рассматриваются районным судом.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях установлен в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

В Судах общей юрисдикции рассматриваются дела об административных правонарушениях, если одной из сторон данного дела является гражданин.

Районные суды рассматривают дела об административных правонарушениях, в случаях, если по ним установлено административное расследование, а также, если наказание за правонарушение следует в виде выдворения за пределы РФ, приостановление деятельности или дисквалификацию должностных лиц государственной или муниципальной службы.

Дела о нарушении законодательства о собраниях и митингах, законодательства о культурно-исторических ценностях, о неповиновении сотрудникам государственных служб, а также некоторые правонарушения, посягающие на общественную безопасность и порядок, разрешаются исключительно районными судами.

В остальных случаях административные дела рассматривают мировые судьи.

Уголовные дела

Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Уголовные дела могут рассматриваться судьями районных судов и мировыми судьями. По ходатайству обвиняемого к участию в уголовном процессе могут привлекаться присяжные заседатели.

Кассационные жалобы подаются в Президиум верховного суда республики, края, областного суда, а также в Судебные коллегии Верховного Суда РФ.

Самые распространенные суды – это суды общей юрисдикции, которые отправляют правосудие по гражданским, уголовным и административным правонарушениям. Сегодня в каждом районе города, а равно в каждом сельском территориальном образовании есть мировой судья и федеральный районный, окружной или областной суд.

Мировые судьи рассматривают «простые» дела, срок наказания за которые не превышает трех лет заключения, все административные споры, а также часть уголовных преступлений. К ведению мировых судей относятся и имущественные, наследственные споры, иски о расторжении брака и определении сумм на содержание детей и/или инвалидов, престарелых и пр.

Следующий «по старшинству» за мировыми судьями суд – федеральный суд общей юрисдикции. Эти суды рассматривают все иски и дела, включая тяжкие и особо тяжкие дела.

Этот судебный орган весьма объемен, имеет аппаратную и исполнительную части, внутреннюю иерархию. Так, районные суды подчиняются городским, городские – окружным, окружные – краевым, краевые – республиканским.

Высшим органом является Верховный суд Российской Федерации, который рассматривает дела в порядке апелляции и кассации.

Военные суды также относятся к разряду судов общей юрисдикции, но стоят особняком ввиду особенности положения лиц, участвующих в процессе (а суд рассматривает дела в отношении военнослужащих), и вопросов, с ними связанных. Заседания таких судов практически никогда не бывают открытыми, а вынесенным решением виновное лицо может быть оправлено под трибунал.

Первое звено военного суда – суды гарнизонов и флотилий, они подчинены судам соединений, далее – армий, групп войск (это второе звено, где дела могут быть пересмотрены в порядке кассации и апелляции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам). Высший судебный орган – военная коллегия Верховного Суда России.

Военные суды

Военные суды образуются и действуют в порядке, установленном Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 23.06.1999 «О военных судах Российской Федерации».

В военный суд подают иски военнослужащие и те, кто находится на военных сборах.

https://www..com/watch?v=ytadvertiseru

Военный суд рассматривает:

  • иски военнослужащих и граждан, находящихся на военных сборах, по гражданским и административным делам;
  • дела о совершенных военнослужащими и гражданами, находящимися на военных сборах уголовных преступлениях и административных правонарушениях.

Юрисдикция суда

Суды обладают какой юрисдикцией

Определение 1

Юрисдикция суда (подсудность) является гражданско-правовым институтом, нормы которого регулируют разграничение компетенции между определенными судами в судебной системе.

Институт подсудности отражается в разграничении комплекса компетенции между судами внутри самостоятельной ветви системы судов. Таким образом, правила подсудности определили компетенцию определенных судов общей юрисдикции по рассмотрению и урегулированию гражданских дел по первой инстанции.

Осуществляя прием искового заявления, определяя, что гражданское дело является подведомственным судам общей юрисдикции, судья должен определить, какому из судов системы оно будет подсудно.

Виды юрисдикции суда

Виды юрисдикции суда (подсудности):

  1. Предметная (родовая) подсудность;
  2. Подсудность по связи дел;
  3. Территориальная подсудность.

Предметная (родовая) подсудность определила компетенцию судов разнообразных звеньев судебной системы в образе судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределяются между судами разнообразных уровней судебной системы РФ.

Одни гражданские дела относятся законодательством к ведению мировых судей, иные – районных, городских и т. п. Критерием для отнесения определенных гражданских дел к ведению судов какого-либо уровня являются род (характер) дела, субъектный состав и предмет спора.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Территориальная подсудность определила пространственную компетенцию судов одного уровня судебной системы.

После того как разъяснено, суду какого уровня судебной системы является подсудным определенное гражданское дело, важно определить, какому из судов одного рода по территории оно подсудно, то есть определить пространственную компетенцию судов одного уровня, либо территориальную подсудность определенного дела.

Территориальная подсудность подразделяется на:

  • альтернативную, либо подсудность по выбору истца – предусматривается для множества категорий гражданских дел, решение которых законодательством относится к компетенции двух или более судов на одном уровне. Право выбора меж несколькими судами, которым подсудно определенное дело, закон предоставил истцу;
  • исключительную, ее сущность заключена в том, что для некоторых категорий дел закон точно определил, какой суд разрешать их компетентен;
  • договорную – по соглашению между собой стороны могут изменять территориальную подсудность для определенного дела. Недопустимым является изменение подсудности суда на уровне субъекта РФ, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности.

Соглашение сторон по изменению территориальной подсудности для определенного дела представляется возможным до принятия его к производству судом. Соглашение сторон о подсудности должно выражаться в письменной форме.

Это может быть самостоятельным документом, в котором выражается воля сторон по поводу выбора суда для решения их гражданского дела. Соглашение по подсудности может также включаться в качестве отдельного пункта в материально-правовой контракт (договор), который заключен меж сторонами.

Подсудность по связи дел – используется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и решения соединяются несколько самостоятельных требований.

Разграничение судебной юрисдикции

В науке гражданского процессуального права выделены следующие критерии по разграничению судебной юрисдикции:

  • субъектный – субъектный состав правовых отношений;
  • предметный – характер спорных материальных правовых отношений;
  • прямое указание в законе – указание в законодательстве на разновидность судопроизводства, в котором рассмотрению подлежит определенная категория дел.

Замечание 1

Притом первых два критерия (предметный и субъективный) считаются общими и традиционно применяются в совокупности, а последний – специальным, потому как при его наличии общие не используется. Это соответствует общепринятому в правовой теории правилу, в соответствии с которым при конкуренции специальной и общей нормы действует первая.

сложность использования критериев разграничения судебной юрисдикции заключена в том, что практически все нормы, закрепляющие положения по юрисдикции суда, включают оговорку типа “если другое не предусматривается законом”.

Так, в ГПК РФ такое предостережение продемонстрировано следующим образом: (а) “суды рассматривают в порядке гражданского судопроизводства дела относительно иных правоотношений, помимо случаев, когда рассмотрение таких дел производится по правилам иного судопроизводства” и (б) “законом может предусматриваться рассмотрение и иных дел по правилам гражданского судопроизводства”.

Следствием изложенных законодательных формулировок является то, что нормативно юрисдикция одного суда не может являться определенной абсолютно, а обладает относительно определенным характером. Это значит, что юрисдикция по отношению к делам одной разновидности судопроизводства определяется всегда относительно к делам иных разновидностей судопроизводства.

К примеру, для определения гражданской юрисдикции необходимо сформировать представление о юрисдикции административных судов. Данный подход несет определенные сложности как в ход познания, так и использования соответственного правового института, ведь понять юрисдикцию одного типа судов является невозможным без знания юрисдикции иных.

А в связи с этим существует объективная потребность анализа юрисдикции каждого из них.

Следовательно, в объективном смысле, как общность норм, судебная юрисдикция является правовым институтом, призванным разграничивать компетенцию разнообразных звеньев судебной системы и различные виды судопроизводства (уголовное, гражданское, административно-деликтное, административное) между собой.Данную задачу принято решать при помощи критериев разграничения судебной юрисдикции. Критерии по разграничению судебной юрисдикции являются предусмотренными законом условиями, при которых конкретное дело подлежит рассмотрению по правилам какой-либо разновидности судопроизводства.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.