+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Условия прекращения допуска к государственной тайне

Содержание

Прекращение допуска к государственной тайне является основанием

Условия прекращения допуска к государственной тайне

Прекращение допуска к государственной тайне

Основания для прекращения допуска должностным лицам к сведениям, составляющим государственную тайну, перечислены в статье 23 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», а именно:

— расторжение трудового договора при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;

— однократного нарушения взятых на себя обязательств, предусмотренных трудовым договором;

— появление обстоятельств, которые являются основанием для отказа в допуске к государственной тайне, предусмотренные статьей 22 Закона «О государственной тайне».

Более детализировано порядок прекращения допуска к государственной тайне изложен в Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63.

Допуск к государственной тайне прекращается в случае:

— перевода на должность, которая не предусмотрена в номенклатуре должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне;

Если в отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к гостайне, уволились из организации и т.п. в течение 6 месяцев не были затребованы карточки (форма 1), действие их допуска прекращается.

Прекращение допуска к государственной тайне производится на основании решения руководителя организации (должностного лица, принявшего решение о допуске к государственной тайне) с оформлением записи в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется печатью организации.

При этом гражданин, которому прекращен допуск к государственной тайне, не освобождается от принятых обязательств перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны.

Гражданин может обжаловать решение руководителя организации по прекращению допуска к государственной тайне в суде или в вышестоящей организации.

После прекращения действия допуска к государственной тайне в орган безопасности в месячный срок направляется уведомление о прекращении допуска о государственной тайне с указанием:

— фамилия, имя, отчество (в алфавитном порядке);

— дата и место рождения;

— номер и форма допуска;

— дата окончания проведения проверочных мероприятий

“Отдел кадров бюджетного учреждения”, 2011, N 4

В некоторых случаях в целях обеспечения сохранности государственной тайны работодатель вправе прекратить допуск работника к определенным сведениям.

При этом он может предложить ему другую должность, которая исключает доступ к государственной тайне, а в случае невозможности такого перевода — расторгнуть с данным работником трудовой договор по п. 10 ч. 1 ст.

83 ТК РФ — “прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска”. Увольнение по данному основанию относится к расторжению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

В данной статье рассмотрим, в каком порядке относят сведения к государственной тайне, кто имеет к ним допуск, как он осуществляется, каковы условия и особенности увольнения по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Государственная тайна

Законодательством РФ предусмотрено достаточно много видов тайн, охраняемых законом: государственная, коммерческая, банковская, врачебная, тайна следствия и др.

Но особое внимание государство уделяет защите государственной тайны — сведений в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст.

2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне” (далее — Закон о государственной тайне)).

Какие сведения относить к государственной тайне, определяют органы государственной власти и организации, получающие такие сведения, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, установленным Указом Президента РФ от 11.02.2006 N 90.

Засекречивание сведений, то есть введение в предусмотренном Законом о государственной тайне порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям, производится с учетом степени секретности сведений.

Примечание. Носители сведений — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов.

В зависимости от тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения сведений, различают три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: “Особой важности”, “Совершенно секретно” и “Секретно”.

Отметим, что помимо перечня секретных сведений ст. 7 Закона о государственной тайне устанавливает и перечень сведений, которые не могут быть секретными. К ним относятся сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Допуск к государственной тайне

Использовать сведения, относящиеся к государственной тайне, могут лица, получившие на это разрешение (допуск).

Общие правила допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне установлены ст. 21 Закона о государственной тайне, а порядок допуска и формы требуемых для этого документов установлены Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее — Инструкция).

Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, могут принимать ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих органах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента РФ (п. 2 Инструкции).

Дело № АКПИ12-1137 от 03.10.2012 – Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция

Условия прекращения допуска к государственной тайне

Дело №АКПИ12-1137

от 3 октября 2012 года

с участием прокурора Власовой Т.А.,

[скрыто] о признании недействующим подпункта 19 пункта 24

Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. №3-1,

установил:

подпунктом 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г.

№ 3-1 (далее -Инструкция), установлено, что работники, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну (по любой форме), обязаны согласовывать с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, выезд за границу.

Астафьева Г.А. и Чепурин Е.В.

обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного положения, ссылаясь на то, что приказами Управления Федерального казначейства по Оренбургской области их допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, был прекращен, служебный контракт с ними расторгнут и они уволены с государственной гражданской службы на основании пункта 8 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пункта 10 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Основанием для прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, послужил факт их выезда за пределы территории Российской Федерации без получения соответствующего разрешения руководителя организации.

Требования заявителей о признании незаконным прекращения допуска к государственной тайне, восстановлении на работе решениями судов оставлены без удовлетворения.

По мнению заявителей, подпункт 19 пункта 24 Инструкции, примененный судом при разрешении спора, нарушает право граждан, осведомленных о секретных сведениях (третья форма допуска) и не осведомленных о сведениях, составляющих государственную тайну, на выезд из Российской Федерации и противоречит пункту 1 статьи 15 и статье 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», статье 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».

Федеральная служба безопасности Российской Федерации, уполномоченная представлять интересы Правительства Российской Федерации – заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указала, что оспариваемое предписание не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, поскольку не содержит положений, ограничивающих право на выезд из Российской Федерации лиц, имеющих третью форму допуска. Прекращение допуска к государственной тайне, расторжение служебного контракта и увольнение с государственной службы было осуществлено в отношении каждого заявителя как лица, которому необходимо было получить разрешение на выезд из Российской Федерации в связи с допуском к совершенно секретным сведениям (вторая форма допуска к государственной тайне).

В судебное заседание заявители, извещенные надлежащим образом, не явились, в поступившем заявлении Чепурин Е.В. просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Обсудив доводы заявителей, выслушав возражения представителей заинтересованного лица Чарыева М.Р., Тарнопольского O.E.

, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А.

, полагавшей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований.

Правительство Российской Федерации, реализуя нормативные положения статьи 114 Конституции Российской Федерации, статьи 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», статьи 4 и 20 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», постановлением от 5 января 2004 г. № 3-1 утвердило оспариваемую в части Инструкцию.

Закон Российской Федерации «О государственной тайне» определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (абзац второй статьи 2); при этом предусматриваются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, – соответственно степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» (статья 8).

Кроме того, названный Закон Российской Федерации различает допуск к государственной тайне, которым признается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (абзац пятый статьи 2), и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну (абзац шестой статьи 2).

Соответственно трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, данный Закон Российской Федерации устанавливает три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан Российской Федерации: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным; при этом допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, и согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с данным Законом (части первая, третья и девятая статьи 21). Эти ограничения, согласно его статье 24, налагаются на должностных лиц и граждан, как допущенных, так и ранее допускавшихся к государственной тайне, и могут касаться права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.

Согласно Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Федеральным законом (статья 2).

Определяя круг лиц, право которых на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено, статья 15 названного Федерального закона относит к ним граждан Российской Федерации, которые при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключили трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что с момента последнего ознакомления со

сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями срок ограничения, установленный в трудовом договоре (контракте) или в соответствии с данным Федеральным законом, не истек (абзац первый подпункта 1).

Таким образом, Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» допускает ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в случае осведомленности не о любых сведениях, составляющих государственную тайну, а только о сведениях, отнесенных к категории особой важности или к совершенно секретным.

Обязанность согласования выезда за границу лиц, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, независимо от формы допуска и от наличия в заключенном контракте условия об ограничении выезда за границу Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, закрепленная оспариваемой нормой, не является ограничением права на выезд, которое законодатель связывает с осведомленностью лица о сведениях определенной степени секретности и заключением трудового договора (контракта), предполагающего временное ограничение права на выезд из Российской Федерации.

Требование о согласовании выезда, изложенное в данной норме, обусловлено выяснением характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, степени ее секретности, целей выезда и другими обстоятельствами, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения ограничения, предусмотренного подпунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», то есть в случае осведомленности работника о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях.

Следовательно, оспариваемое предписание не предполагает ограничение права на выезд из Российской Федерации гражданина, допущенного к секретным сведениям (третья форма допуска), а также не осведомленного о сведениях, составляющих государственную тайну, и в силу этого не противоречит названному Федеральному закону и статье 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», в которой содержатся общие положения о возможности ограничения прав граждан, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.

Необходимо также учитывать, что пункт 122 Инструкции устанавливает запрет на ограничение выезда в отношении работников, не осведомленных о сведениях особой важности и совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у них допуска к государственной тайне и заключенного ими договора (контракта), допускающего временное ограничение их права на выезд из Российской Федерации.

Оспариваемая норма не предусматривает какой-либо обязательной процедуры и формы согласования выезда, необходимости сбора и оформления специальных документов, отсутствует в ней и перечень лиц, которые

уполномочены давать разрешение на выезд. В связи с этим подпункт 19 пункта 24 Инструкции сам по себе не может расцениваться как устанавливающий разрешительный порядок выезда из Российской Федерации для граждан, допущенных к секретным сведениям (третья форма допуска).

Неполучение согласования данной категорией работников не исключает возможности оформления ими документов на выезд из Российской Федерации в отличие от лиц, допущенных к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности, процедура согласования выезда которых регламентируется другими положениями Инструкции.

В отношении проходящих военную службу по контракту военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, имеет место специальное регулирование, как и в отношении работников со второй и первой формой допуска.

Возможность выезда данной категории военнослужащих из Российской Федерации поставлена в зависимость от наличия разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Особый, разрешительный порядок выезда указанной категории военнослужащих связан с особенностями их правового статуса, обусловленного характером военной службы, что исключает вывод о противоречии подпункта 19 пункта 24 Инструкции приведенной норме вышеуказанного Федерального закона.

Трудовой кодекс Российской Федерации, определяя дисциплину труда как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 189), возлагает на работника обязанность соблюдать дисциплину труда и правила внутреннего трудового распорядка (статья 21).

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 3 и 5 части 1 статьи 15, пунктом 8 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Обязанность согласования выезда за границу работников, допущенных к государственной тайне (независимо от формы допуска), корреспондирует вытекающей из приведенных законоположений обязанности нанимающегося согласовывать свое поведение с порядком, установленным работодателем, или со служебным распорядком государственного органа.

Виновное неисполнение данной обязанности может являться основанием для применения работодателем (представителем нанимателя) принудительных или карательных мер для поддержания этого порядка, в том числе прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и расторжения трудового договора (служебного контракта), если исполнение трудовых (должностных) обязанностей требует допуска к таким сведениям.

Правовое регулирование, осуществляемое оспариваемой нормой,

направлено на обеспечение добросовестного исполнения работником своих трудовых (должностных) обязанностей, согласование взаимных прав и интересов сторон трудового договора (служебного контракта) и не может рассматриваться как ограничение права в аспекте, указанном заявителями.

Таким образом, положение подпункта 19 пункта 24 Инструкции, предписывающее работникам, имеющим допуск к государственной тайне и принявшим на себя обязательства перед государством по неразглашению доверенных им сведений, согласовывать выезд за пределы Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, действующему федеральному законодательству не противоречит, прав и свобод заявителей не нарушает.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Астафьевой [скрыто], Чепурина [скрыто] о признании недействующим подпункта 19

пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 3-1, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Т.А. Петрова

Условия прекращения допуска к государственной тайне

Условия прекращения допуска к государственной тайне

Обратите внимание!Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.99 № 83

Прекращение допуска работника к государственной тайне объективно влечет за собой невозможность продолжения работы и прекращение трудового договора по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Статья 83 ТК РФ закрепляет, что по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, трудовой договор подлежит прекращению.

Другими словами, работодатель обязан уволить работника при наличии любых обстоятельств, предусмотренных данной статьей.

https://www..com/watch?v=ytcreatorsen-GB

Само по себе рассматриваемое основание прекращения трудового договора не связано с виной работника, однако прекращение допуска к государственной тайне может наступать как вследствие виновных действий работника, так и по иным обстоятельствам.

Случаи, при которых допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен, перечислены в ст. 22 и 23 Закона РФ от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне).

Рассматриваемой нормой не охватывается разглашение государственной тайны работником, допущенным к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. В случае разглашения государственной тайны работник может быть уволен по инициативе работодателя за разглашение охраняемой законом тайны (в т. ч. государственной), т. е. в соответствии с подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Следует заметить: ст.

81 ТК РФ, в отличие от рассматриваемой нормы, не предусматривает обязанности работодателя прекратить трудовые отношения с работником, а лишь наделяет его правом расторгнуть трудовой договор.

Более того, в отношении некоторых категорий работников при увольнении по инициативе работодателя предусмотрены дополнительные гарантии, вплоть до запрета увольнения по данному основанию.

Например, беременная женщина не может быть уволена по инициативе работодателя за разглашение охраняемой законом тайны (ч. 1 ст. 261 ТК РФ).

Допуск как дополнительное условие договора

Расторжение трудового договора по данному обстоятельству возможно только в том случае, если выполнение трудовых обязанностей требует допуска к государственной тайне, что должно быть предусмотрено должностной инструкцией или должностным регламентом. Кроме того, соответствующее условие обязательно должно быть включено в трудовой договор в качестве дополнительного условия в соответствии с ч. 4 ст. 57 ТК РФ. В противном случае увольнение по данному основанию будет незаконным.

Так, Б. обратилась в суд с иском к ФГУП «Особое конструкторское бюро противопожарной техники» (ОКБ ПТ) о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Между истицей и ответчиком был заключен контракт, в соответствии с п. 1 которого она была назначена на должность начальника планово-экономического отдела (ПЭО). Позднее приказом № 43 ее уволили в связи с прекращением допуска к государственной тайне.

Б. не согласилась с увольнением по данному основанию, так как заключенный с нею контракт не предусматривал допуска к государственной тайне.

При приеме на работу ее не ознакомили с Положением, согласно которому она могла выполнять функции начальника ПЭО только при наличии допуска формы № 2.

По ее мнению, действительным мотивом увольнения явилось недовольство директора ОКБ ПТ И. тем, что она сообщила о недостатках в работе предприятия в вышестоящую организацию.

Решением Тверского областного суда исковые требования Б. удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе ОКБ ПТ поставило вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не нашла оснований для ее удовлетворения (определение Верховного Суда РФ от 13.04.04 № 35-Г04-5).

В соответствии с положениями ТК РФ трудовой договор расторгается в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска. Согласно ст.

23 Закона о государственной тайне прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Восстанавливая истицу на работе, суд правомерно указал: в трудовом договоре истицы не была указана в качестве условия обязанность иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Это условие не вносилось в трудовой договор ни при приеме на работу, ни в течение всего периода нахождения ее в трудовых отношениях с ответчиком.

То есть истице не вменялась в обязанности работа со сведениями, составляющими государственную тайну, не оформлялся и допуск к таким сведениям, поэтому увольнение не могло быть произведено по причине прекращения допуска к государственной тайне, которого у нее не было.

Доказательств того, что вышеуказанное условие предусматривалось, ответчик не представил.

Поскольку ответчик произвел увольнение без законного основания, решение суда о восстановлении истицы на работе в ранее занимаемой должности по нормам ч. 1 ст. 394 ТК РФ является правильным. При этом суд правомерно обязал ответчика оплатить весь период вынужденного прогула со дня увольнения по день восстановления на работе в соответствии с ч. 2 ст. 394 ТК РФ.
Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайнеОснованиями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайнеДопуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

  • расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
  • однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
  • возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.Федеральный закон от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне»

Цитируем документ

Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайнеОснованиями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайнеДопуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

  • расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
  • однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
  • возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.Федеральный закон от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне»

Предлагаем ознакомиться:  При каких условиях можно продлить декретный отпуск

Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства)или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.Пункт 3 Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 870

Допуск к государственной тайне – правила получения и прекращения – Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края

Условия прекращения допуска к государственной тайне

У большинства допуск к гостайне ассоциируется лишь с ограничением выезда за рубеж. Главный вопрос у тех, кто собирается получить доступ к секретным сведениям — именно поездки за границу.

Однако ограничения прав и свобод начинаются уже при оформлении допуска к государственной тайне, на этапе проверок кандидата. В дальнейшем контролируется не только выезд за границу, но и выборочно — иное поведение гражданина.

Доступ к секретным сведениям необходим гражданам и юридическим лицам для выполнения служебных или договорных обязательств. Оформлением допуска для должностных лиц занимается работодатель перед назначением кандидата на должность. Для получения доступа к секретным данным организации обязаны предварительно получить лицензию ФСБ на гостайну с оформлением допуска нужной степени на руководителя.

Форма допуска зависит от важности сведений, к которым предоставляется доступ. Они соотносятся так:

  • Допуск секретности 3 формы = сведения под грифом «Секретно»
  • Допуск секретности 2 формы = сведения под грифом «Совершенно секретно»
  • Допуск секретности 1 формы = сведения «Особо важные».

Ограничения при оформлении допуска к гостайне

Об этом мало кто думает, но уже на этапе получения доступа права кандидата могут быть ограничены. При заполнении анкеты по форме 4 гражданин даёт согласие на проведение проверочных мероприятий со стороны работодателя и ФСБ. Проверка работодателя обычно заключается в сверке данных в документах, и это характерно для оформления доступа по форме 3.

В случае предоставления более серьёзных полномочий за дело берётся ФСБ, и здесь проверка может быть связана с запросом дополнительных сведений в ведомствах и государственных органах, ознакомлении с личными делами на предыдущих местах работы, изучении личных дел близких родственников, в особо важных случаях — запрос данных о содержании переписки или телефонных переговоров у оператора связи, перекрестная проверка и т. д.

Мало кто воспринимает эти мероприятия как ограничения прав при допуске к гостайне. Однако именно на этапе проверки ограничиваются конституционные права претендента на неприкосновенность частной и семейной жизни, телефонных переговоров и прочие основополагающие права и свободы.

Выезд за границу

При 3 форме допуска ограничений практически нет, в том числе и при выезде за границу. Если в других случаях в анкете на загранпаспорт требуется указывать наличие/отсутствие допусков к гостайне, то к 3 форме допуска это не относится — можно поставить прочерк.

Это связано с тем, что к сведениям с грифом «Секретно» принадлежит в основном служебная информация с пометкой «ДСП», куда относятся различные инструкции по делопроизводству, учёту, списки допустимых в работе устройств и обозначений. Допуск необходим лишь формально для назначения на должность по номенклатуре.

При этом сотрудник за всё время работы может так никогда и не увидеть реально засекреченных документов.

Вероятно, поэтому такие сотрудники не представляют особой ценности для охотников за секретными сведениями, а значит, могут беспрепятственно выезжать за рубеж при допуске 3 степени секретности. Для фирмы с лицензией ФСБ на руководителя в большинстве случаев оформляется именно 3 форма.

При 1 и 2 форме допуска к гостайне всё сложнее. При назначении на должность трудовым контрактом предусмотрен запрет на выезд за рубеж в течение 5 лет со дня реального ознакомления с документами или информацией, отнесенными к категориям «Сов. Секретно» или «Особой важности». Если того требуют интересы государства, Межведомственная комиссия вправе распространить этот период до 10 лет.

Учите, что запрет на выезд при допуске к гостайне 1 и 2 формы не обязателен, но возможен при наличии обстоятельств:

  • -сотрудник реально работал с информацией, отнесённой к категории «Особо важно» и «Совершенно секретно»;
  • -степень секретности 1 или 2 на момент запроса на выезд за границу;
  • -цель и обстоятельства выезда, которые связаны/не связаны с работой;
  • -страна, которую планирует посетить гражданин (относится к списку недружественных, поддеживающих санкции, с повышенной террористической или экстремистской опасностью и т. д.).

Оформление загранпаспорта и документов для выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени секретности, также имеют свои особенности:

  • -чтобы оформить в ФМС заграничный паспорт, нужно разрешение режимно-секретного подразделения компании, согласованное с ФСБ;
  • -при отрицательном заключении РСП и ФСБ в 90% случаев в выдаче загранпаспорта отказывают;
  • -даже если вы получили все разрешения, оформление загранпаспорта в ФМС растягивается до 3-х месяцев;
  • -о каждом намерении покинуть страну придётся сообщать в режимно-секретное подразделение своей организации т. к. нужно получить разрешение и в большинстве случаев по внутренним инструкциям организации загранпаспорт лиц, допущенных к гостайне, хранится в РСП и может быть передан сотруднику лишь при согласовании выезда.

Ограничение на обращение со сведениями, содержащими гостайну

В законе «О гостайне» предусмотрен запрет на сообщение секретных сведений полностью или в части, а также в любом виде в открытый доступ, третьим лицам, не имеющим оснований для получения таких данных. То есть, гражданин, имеющий допуск к гостайне и ознакомленный с секретными документами, не вправе разглашать их содержание, копировать, распространять, публиковать полностью или фрагментами.

Также ограничения касаются порядка обращения с носителями секретных данных. Сотрудник, допущенный к гостайне, не может выносить документы за пределы режимного объекта, переносить данные на внешние носители данных и хранить их в нарушение установленного порядка.

Запрет касается и использования секретных разработок. Нельзя использовать их при демонстрации изобретений и промышленных прототипов, приводить в пример в научных и новостных публикациях, описывать в обзорах оборудования, методов и технологий, иными способами обнародовать засекреченные данные.

Также запрещено вывозить за границу полностью или частично секретные разработки в виде чертежей, прототипов, моделей, планов и опытных образцов, за исключением специально предусмотренных случаев. Ограничение касается и технического сотрудничества с государствами-союзниками.

Иные ограничения при допуске к гостайне

Каждое ведомство вправе принимать собственные документы, определяющие правила поведения и выполнение служебных функций для своих сотрудников при работе с секретными сведениями.

Так, например, Минобороны РФ запретило заносить смартфоны, аудио- и видеозаписывающие устройства, GPS-трекеры и прочие устройства передачи информации в военные части, где производится обработка государственной тайны.

Для сотрудников ВС РФ и правоохранительных органов выпущены рекомендации, ограничивающие использование соцсетей и распространение сведений о службе и работе в сети Интернет.

Статья по теме: Ограничения для военнослужащих, работающих на режимных объектах

Оформляете допуск к государственной тайне и есть вопросы? Обращайтесь, консультации бесплатны.

Источник:

Допуск к государственной тайне: нюансы оформления работника | Читайте статьи журнала Кадровое дело

Допуск к государственной тайне — обязательное условие при заключении трудового договора с работником, должностные обязанности которого предполагают доступ к сведениям, составляющим гостайну.

Когда работнику требуется оформить допуск к государственной тайне

Общий перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон о гостайне). В этот перечень, в том числе, входят:

  • сведения в военной области;
  • сведения в области экономики, науки и техники;
  • сведения в области внешней политики и экономики;
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Подробнее о допуске к государственной тайне читайте в статьях:

Допуск к государственной тайне работнику потребуется оформить в том случае, когда он трудоустраивается на предприятие, в учреждение или организацию, допущенные к осуществлению деятельности с использованием сведений, составляющих государственную тайну.  Такая деятельность предприятием может осуществляться только при условии получения лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

  • Скачать документы по теме:
  • Предприятие может получить  допуск к государственной тайне и соответствующую лицензию после того, как специализированная организация проведет специальную экспертизу. Она должна подтвердить, что:
  • в организации обеспечена безопасность сведений, составляющих гостайну;
  • используется защищенное от несанкционированного доступа оборудование и программное обеспечение;
  • руководители, ответственные за защиту сведений, составляющих государственную тайну, прошли соответствующую аттестацию.

Допуск к государственной тайне могут получить только те работники, чья трудовая функция предусматривает доступ к сведениям, составляющим гостайну.

  Допуск к такого рода информации предоставляется работнику только после того, как он пройдет специальную проверку. Оформление допуска осуществляется по месту работы.

Заключить с работником трудовой договор или перевести его на соответствующую должность, можно только после того, как он получит официально оформленный допуск к государственной тайне.

Обратите внимание! Если вакантная должность предполагает доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, трудовой договор с кандидатом может быть подписан только после получения им допуска к государственной тайне.

На предприятии, имеющем допуск к выполнению работ, с использованием сведений, составляющих гостайну, должно быть создано отдельное режимно-секретное подразделение.

В небольших организациях эти функции исполняет ответственное лицо, имеющее соответствующую форму допуска к государственной тайне.

Номенклатура должностей, требующих оформления допуска к государственной тайне, разрабатывается режимно-секретной службой и утверждается руководителем предприятия.

Справка

Формы допуска к государственной тайне

С учетом степени секретности сведений, которыми будет пользоваться сотрудник в своей деятельности, ему может быть установлена одна из трех форм допуска:

  1. Первая форма – для тех, которым будут доступны сведения особой важности;
  2. Вторая форма – для тех работников, которые допускаются к сведениям, имеющим гриф «Совершенно секретно»;
  3. Третья форма – для тех, кто будет работать с секретными сведениями.

Как работнику оформляется допуск к государственной тайне

Основным документом, регламентирующим оформление допуска к гостайне, является Инструкция, утвержденная постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63. В соответствии с ней, кандидат или сотрудник, которым нужно оформить допуск к государственной тайне, должны предоставить в кадровую службу предприятия следующие документы:

специальную анкету, которая заполняется от руки;

документы, которыми подтверждается информация, указанная в анкете (паспорт, документы об образовании, свидетельство о заключении или расторжении брака, военный билет и прочее);

справку о медицинском освидетельствовании, форма и порядок оформления которой утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2011 г. № 989н.

Поверка сведений, предоставленных гражданином, когда оформляется 1 и 2 форма допуска к государственной тайне осуществляется органами госбезопасности при взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Если оформляется допуск к государственной тайне по форме 3, проверочные мероприятия проводятся силами руководства предприятия и секретно-режимной службы.

Чаще всего, работнику оформляется форма допуска 3 к государственной тайне. Но, независимо от формы допуска сотрудник отдела кадров обязан провести с гражданином беседу, в ходе которой:

  • поставить в известность гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне, о гарантиях, нормах и ответственности за нарушение Закона о гостайне;
  • проверить указанные в анкете сведения и сверить их с документами;
  • уточнить, при необходимости, информацию, указанную в анкете;
  • поставить подпись под анкетой, заверить ее печатью кадровой службы или предприятия;
  • предупредить гражданина об обязанности неразглашения доверенных ему сведений, составляющих гостайну.

После того, как форма 3 допуска к государственной тайне или любая другая на сотрудника была оформлена, на него нужно завести специальную карточку, которая хранится в режимно-секретном подразделении вместе с копией трудового договора. В позиции 8 этой карточки ставится отметка о допуске к гостайне, которую руководитель должен заверить своей подписью и печатью учреждения.

Обязательства по соблюдению требований законодательства о гостайне являются условием трудового договора. В случае, когда допуск к государственной тайне получает уже работающий сотрудник, обязательства по соблюдению режима гостайны необходимо оговорить  дополнительным соглашением к его трудовому договору.

Как осуществляется лишение допуска к государственной тайне

Согласно ст. 23 закона о гостайне и п. 15 Инструкции, работник может быть лишен допуска к государственной тайне при следующих обстоятельствах:

  1. расторжения трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
  2. однократного нарушения сотрудником обязательств и условий трудового договора, связанных с сохранением гостайны;
  3. возникновение обстоятельств, препятствующих допуску работника к государственной тайне.

Такими обстоятельствами признается, например, лишение гражданина дееспособности,  его нахождение под судом, наличие медицинских противопоказаний к работе со сведениями, составляющими гостайну, а также наличие близких родственников за границей.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.